Page 23 - _Свободная_школа
P. 23

—  22  —
                                                                                            результаты,  если  ие  всѣхъ,  то  большей  части
                И   вотъ  только  тогда  педагогъ  можетъ  предло­
                                                                                            занятій,  могли  бы  сохраняться  и  служить  для
             жить  учителямъ  и  ученикамъ  то  или  другое  за-
             нятіе  или  общую  игру.  Б ъ   жизни  ребенка  цен­                           практическаго  примѣненія.  Попавъ  въ  незнакомую
             ность  того  и  другого  равносильны,  и  правильное                            обстановку,  дѣти,  естественно,  не  могутъ  знать,
                                                                                             чего  имъ  отъ  нея  требовать,  чѣмъ  молено  въ  ней
             его развитіе  требуетъ  нрисутствія  того  и  другого.
                Въ  основу  занятій  на  этой  ступени  (да  и  на                           заняться.  Н а  помощь  имъ  приходятъ  руково­

                                                                                             дители  съ  цѣлымъ  рядомъ  нредложеній.  Пред—
             всѣхъ  послѣдующихъ)  долженъ  быть  положенъ
                                                                                            ложенія  должны  носить  характеръ  не  предло-
             трудъ,  т.-е.  цѣлесообразныя  усилія,  направленныя
             для  произведенія  какого-нибудь предмета  или  для                             женія  игры  для  забавы  дѣтей,  а  просьбы  помочь
             достиженія  какой-нибудь  близкой,  ясной  для дѣтей                            сдѣлатъ  то  или  другое  дѣло,  нужное  для  другихъ,
                                                                                             для  школы.
             цѣли.                                                                             Желательно,  чтобы  дѣти  создали  въ  школ®,
                Трудъ  долженъ  смѣняться  отдыхомъ  и  развле-
             ченіями,  которыя  также  могутъ  быть  физическими                             обстановку  по  своему  вкусу  трудами  своихъ рукъ.
                                                                                             Некрасивый,  совершенно  чуждый  дѣтямъ  видъ
             (подвижная  игра)  и  умственными  (напр.,  сказка
                                                                                             имѣютъ  наши  школы.  Все  въ  нихъ  разставлено
             или  разсказъ  учителя).
                Вотъ  эта  смѣсь  видовъ  труда  и  развлеченш,                              такъ,  что  ребенокъ  съ  самаго  перваго  момента
                                                                                             какъ  бы  всаживается  въ  какія-то  рамки,  салсается
             необходимая  для  того,  чтобы  дѣти  не  утомлялись
                                                                                             на  определенное  место,  точно  насѣкомое,  которое
             n  все  время  съ  интересомъ  относились  къ  работъ,
             и  составить  содержаніе  ежедневныхъ  занятій.                                 прикалываютъ  булавкою  въ  коллекціи,  и  онъ
                Порядокъ  этихъ  занятій  устанавливается  по­                               вырастаетъ  съ  глубоко  вкоренившеюся  привычкою
                                                                                             смотреть  на  окружающую  обстановку  до  самыхъ
             степенно,  по  мѣрѣ  того,  какъ  выясняются  желанія
             и  вкусы  большинства-учащихся.  Но,  разъ  уста-                               ея  мелочей,  какъ  на  что-то  отъ  него  независящее,
             иовившійся,  онъ  скоро  привьется,  и  дѣти  сами                              непоколебимое, — это  что-то  такое,  во  что  онъ
                                                                                             безеиленъ  внести  какія  бы то  ии  было  измѣнешя.
             будутъ  дорожить  имъ  и  охранять  его.  Нредвку
                                                                                             И  въ  немъ глохнетъ возмолшость далее желать измѣ-
             шеіііе  пріятной  игры  или любимаго  занятія  часю
             только  усиливаетъ  интересъ  къ  нимъ,  подобно                                ненія  этой  обстановки.  Н е  эта  ли  обстановка
                                                                                             воспитала  современнаго  интеллигента?  Н е  по­
             тому,  какъ  дѣти  откладываютъ  самую  вкусную
                                                                                             тому ли  у  насъ, да  и  везде,  такая  масса  развитыхъ
             конфетку,  чтобы  съѣсть.ее  послѣдней.
                Иниціатива  въ  выборѣ  занятій  доллена  принад­                            и  думающихъ  людей,  которые  такъ  прекрасно
                                                                                             улеиваются  съ  самой  невыносимой  обстановкой
             лежать  дѣтямъ.  Школа  можетъ только  познакомить
                                                                                             окрулеающей  насъ  жизни?
             ихъ  съ  тѣми  видами  труда,  которые  она  имъ  мо­
                                                                                                Обстановка  школы  должна  быть  созданіемъ
             жетъ  предложить  и  изъ  которыхъ  имъ  нужно
                                                                                             ребенка.  Н е  надо  необыкновенныхъ  школьныхъ
             выбирать.  Занятія  эти  должны  быть  подоораны
                                                                                             столовъ, не  надо  каѳедры,  не  надо  всей  школьной
             такъ,  чтобы  цѣль  каждаго  изъ  нихъ  была  доступна
             попиманію  дѣтей,  была  интересна,           и   чтобы                         обстановки:  въ  этомъ  возрасте  ребенку  молено
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28