Page 18 - _Свободная_школа
P. 18

безполезно,  но  прямо  вредно  и  для  этого  ученика
 граммъ,  обязательныхъ  для  прохолсденія.  И  учи­
         и  для  общаго  настроенія  занимающегося  класса.
 теля  и  ученики  должны  быть  свободны  въ  выборѣ
         Если  ученикъ  не  приш елъ  въ классъ  потому,  что
 матеріала,  которымъ  они  желаютъ  заняться.  Пора
 педагогамъ  усвоить  ту  простую  мысль,  что  изъ   наш елъ  себѣ  болѣе интересное  занятіе, — хотя  бы
 сообщаемыхъ  ученикамъ  въ  училищ ахъ  знаній,   прогулку  по  улицѣ,  полезнѣе  для  него  посвятить
         время  этому  занятію,  чѣмъ  дѣлать  надъ  собою  на-
 только  тѣ,  которыя  заинтересуютъ  ихъ  самихъ,
 для  расш иренія  которыхъ  они,  по  собственной   силіе  и  заглушать  свое  душевное  стремленіе.
         Интенсивность  и  плодотворность  классной  раооты
 иниціативѣ, употребятъ  какія-нибудь  усплія,  оста­
 ются  прочно  въ  ихъ  умахъ;  все  же  остальное  жи­  страшно  возрастутъ,  если  дѣти  будутъ заниматься
 ветъ  тамъ  часто  только  до  экзаменовъ,  да  и  то   ею  только  тогда,  когда  она  для  нихъ  въ  данную
 внѣ  всякой  связи  съ  умствениымъ  и  духовнымъ   минуту  интереснѣе  всего  остального  на  свѣтѣ.
            Нѣтъ  основаній  требовать,         чтобы    ученики
 ихъ  міромъ  и,  слѣдовательно,  не  можетъ  оказы­
         усвоивали  все, что имъ сообщается  въ  школѣ.  Ихъ
 вать  на  нихъ  никакого  вліянія.
         головы  обладаютъ  различною  памятью,^ такъ  ска­
 Гораздо  валенѣе  пробудить  въ  ребенкѣ  интересъ
         зать,  различною  емкостью  для  знаній. _ I ораздо

 къ  какой-нибудь  области  знанія  и  пробудить  его
         важнѣе ихъ отношеніе къ дѣлу пріобрѣтенія знанш,
 настолько, чтобы  онтГІзамъ  стремился  къ дальнѣй-
         ихъ  интересъ  къ  самому  процессу  работы,  чѣмъ
 шѳму  изученію  этой  области,  чѣмъ  сообщить  ему
         какая-нибудь чисто отвлеченная— выдуманная  пол­
 основы  этого  знанія.  Когда  такая  любознатель­
         нота  знаній.  Ея  не  существуетъ  по  всѣмъ  пред­
 ность  проснется  въ  ребенкѣ,  дѣло  воспитателя   метамъ  ни  у  одного  взрослаго  человѣка. И зъ  про-
 научить  его  самостоятельно  работать  въ  этой  об­
 ласти  и  дать  необходимые  для  этого  матеріалы.   фессоровъ  университетовъ  ни  одинъ  не  могъ  бы
         выдержать  экзамена  по  всѣмъ предметамъ въ о  4
 Д альнейш ая  роль  учителя  должна  сводиться  къ
         классъ  гимназіи.  Какое  лее  основаніе  треоовать
 всегдашней  его  готовности  отвѣчать  на  всѣ  за­
         этой  полноты  (и  притомъ  очень  неполной)  отъ
 просы  ученика,  приходить  къ  нему  па  помощь
         дѣтей?  Съ  установленіемъ этого  требованія,  устра­
 тогда,  когда  онъ  за  нею  обратится.
          няется  и  необходимость  для  учителя  провѣрять
 Нечего  повторять,  что  въ  такой  школѣ  не  до­  знанія  учениковъ,  т.-е.  спрашивать  пройденное.
 пустимы  и  всѣ  другіе  виды  принужденія  и  не   Это  не  исключаетъ необходимости  и  возможности
 только  въ  видѣ  экзаменовъ,  репетицій,  отмѣтокъ,
         для  учителя  быть  освѣдомленнымъ  о  томъ,  что
 наказаній,  наградъ,  но  даже  въ  видѣ  одобрешй
          знаютъ  и  чего не знаютъ  его  ученики.  Они - сами
 или  неодобреній.  Ученикъ  доллсенъ  имѣть  враво
          это  ему  разскажутъ.  При  нереходѣ  къ  ^каждому
 во  всякую  минуту отказаться отъ отвѣта,  не прійти
          новому  вопросу  оиъ  будетъ  имѣть  случай удосто­
 на  урокъ  или  уйти  съ  него,  и  учитель  долженъ
          вериться,  знаютъ  ли  ученики  предыдущее  необ­
 охранятъ  это  право.  ходимое  для  этого  новаго.  Если  окажется,  что  это
 Присутствіе  ученика  на  урокѣ,  который  пере-
          предыдущее  забыто многими,  оно  молсетъ быть воз-
 сталъ  его  интересовать  или  утомилъ,  не  только           2
            Сішбодшш  школа.
   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23