Page 21 - _Свободная_школа
P. 21

—  20  —                                                                         —  21  -
           желаыіямъ  людей)  или  пріятныхъ  вещей,  а  кар­                               вивались  они  на  волѣ,  дома.  Мало  того,  школа
           точный домикъ такъ лее полезенъ и пріятенъ ребенку,                              доллсна  дать  ему больше,—дать то,  чего  не молсетъ
           какъ  и красивая  дача, построенная  архитекторомъ.                              дать  семья  въ  домашней  обстановкѣ.
           Голова  ребенка  также  не  безъ  дѣла : его фантазія,                             И  пусть  онъ,  придя  въ  школу,  сохранить  свое
           т.-е. высшая  умственная способность, давшая намъ                                право  двигаться,  бѣгать,  разематривать  всѣ  ком­
           величайшія  литературныя  произведенія  и  науч­                                 наты,  всѣ  интересные  предметы,  которые  най­
           ный  гипотезы,  постоянно  въ  работѣ,  онъ  окру-                              детъ  въ  нихъ,  пусть разспрашиваетъ  объ  ихъ  зна-
          лсаѳтъ себя  міромъ  воображаемыхъ существъ, тѣхъ                                 ченіи,  пробуетъ  ими  пользоваться.  Въ  школѣ  онъ
           самыхъ,  создавать  которыя  мы,  взрослые,  улее  не                           найдетъ  и  знакомые  предметы,  книжки  съ  кар­
           умѣемъ,  но  потребность  въ  которыхъ  у  насъ  не                             тинками,  онъ  встрѣтитъ  тамъ  товарищей,  съ  ко­
          менѣе  сильна.  Для  удовлетворенія  ея  мы  при-                                торыми  захочетъ  иобѣгать,  поиграть.  И   пусть
          нулсдены  создавать  дорого  стоящіе  театры,  при­                               бѣгаетъ  и  играетъ  до  тѣхъ  поръ,  пока  это  ему
          бегать  къ  художественной  литературѣ.  Ребенокъ                                 не  надоѣстъ.
          всегда  въ  театрѣ,  да  еще  въ  качествѣ  главнаго                                Онъ  встрѣтитъ  тамъ  учителей  и  учительницъ
          актера.  И   вотъ  этой-то  и  свободной  и  лсивой                               и  кое-кого  изъ  родителей.  Ему  нулено  нѣсколько
          леизни,  этому  планомѣрному  развитію  дѣятельной                                дней,  чтобы  привыкнуть  къ  этимъ  чулеимъ  лю­
          способности,  творчества  и  воображенія  кладется                                дямъ.  Дѣти  знакомятся  скоро, но когда они узнаютъ
          безжалостный  конецъ  съ  того момента,  какъ  ребе­                              этихъ  людей,  когда  поймутъ,  что  ласковые  и
          нокъ  переступаетъ  двери  нашей  современной                                     добрые  «дяди»  и  «тети»  ирисутствуютъ  тутъ  для
          школы.  И зъ  архитектора  онъ  насильно  превра­                                 нихъ,  что  они  готовы  всегда  бесѣдовать  съ  ними,
          щается  въ  каменщика,  изъ  творца  великихъ  для                                разсказывать  имъ  сказки  и  другія  интересныя
          него произведеній—въ мѣсилыцика  глины  для  чу-                                  вещи,  играть  съ  ними,— они  затормошатъ  ихъ,
          леихъ, неионятныхъ  и  неинтересиыхъ,  построекъ,                                 они  станутъ  ходить  за  ними  въ  видѣ  длиннаго
          изъ  перваго  актера—въ того скучающагося  обыва­                                 хвоста,  станутъ  обращаться  къ  нимъ  съ  милліо-
          теля,  который  стоитъ  передъ  кассой  театра  въ                                нами  вопросовъ.  И какъ  интересная  книжка,  стра­
          олсиданіи  своей  очереди и еще не  знаетъ, получитъ                              ница  за страницей,  станутъ  развертываться передъ
          ли  онъ  билетъ,  допустятъ  ли  его  когда-нибудь                                педагогами  эти  маленыеія  души  со  всѣми  ихъ
          воспользоваться, хотя издали, въ  качествѣ  зрителя,                              стремлеиіями,  порывами  и  интересами.  И   вотъ
          плодами  той  муки  и  того  труда,  которые  онъ  не-                            съ  этого  момента  и доллсна  начаться  плаіщмѣрная
          сетъ  сейчасъ.  Вѣдь  половина  дѣтей  не  оканчи-                                деятельность  руководителей  и  воспитателей —
          ваетъ  школы.  Вѣдь  это  улсасио.  Это  не  молсетъ,                             выполыеніе  намѣченнаго  ими  плана.  Когда  на­
          не  доллено  такъ  продолжаться.                                                  ступить  этотъ  моментъ?  Молсетъ-быть,  черезъ
             Пусть  же  школа  создастъ  для  ребенка условія,                              2 — 3  дня,  а,  молсетъ-быть,  черезъ  2 — 3  недѣли.
          при  которыхъ  всѣ  его  способности,  стремленія                                 Только  опытъ  иерваго  года  молсетъ  дать  довольно
          могли  бы  развиваться такъ лее свободно,  какъ  раз­                             точный  отвѣтъ  на  этотъ  вопросъ.
   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26