Page 22 - _Свободная_школа
P. 22

—  20  —                            —  21  -
 желаыіямъ  людей)  или  пріятныхъ  вещей,  а  кар­  вивались  они  на  волѣ,  дома.  Мало  того,  школа
 точный домикъ такъ лее полезенъ и пріятенъ ребенку,   доллсна  дать  ему больше,—дать то,  чего  не молсетъ
 какъ  и красивая  дача, построенная  архитекторомъ.   дать  семья  въ  домашней  обстановкѣ.
 Голова  ребенка  также  не  безъ  дѣла : его фантазія,   И  пусть  онъ,  придя  въ  школу,  сохранить  свое
 т.-е. высшая  умственная способность, давшая намъ   право  двигаться,  бѣгать,  разематривать  всѣ  ком­
 величайшія  литературныя  произведенія  и  науч­  наты,  всѣ  интересные  предметы,  которые  най­
 ный  гипотезы,  постоянно  въ  работѣ,  онъ  окру-   детъ  въ  нихъ,  пусть разспрашиваетъ  объ  ихъ  зна-
 лсаѳтъ себя  міромъ  воображаемыхъ существъ, тѣхъ   ченіи,  пробуетъ  ими  пользоваться.  Въ  школѣ  онъ
 самыхъ,  создавать  которыя  мы,  взрослые,  улее  не   найдетъ  и  знакомые  предметы,  книжки  съ  кар­
 умѣемъ,  но  потребность  въ  которыхъ  у  насъ  не   тинками,  онъ  встрѣтитъ  тамъ  товарищей,  съ  ко­
 менѣе  сильна.  Для  удовлетворенія  ея  мы  при-   торыми  захочетъ  иобѣгать,  поиграть.  И   пусть
 нулсдены  создавать  дорого  стоящіе  театры,  при­  бѣгаетъ  и  играетъ  до  тѣхъ  поръ,  пока  это  ему
 бегать  къ  художественной  литературѣ.  Ребенокъ   не  надоѣстъ.
 всегда  въ  театрѣ,  да  еще  въ  качествѣ  главнаго   Онъ  встрѣтитъ  тамъ  учителей  и  учительницъ
 актера.  И   вотъ  этой-то  и  свободной  и  лсивой   и  кое-кого  изъ  родителей.  Ему  нулено  нѣсколько
 леизни,  этому  планомѣрному  развитію  дѣятельной   дней,  чтобы  привыкнуть  къ  этимъ  чулеимъ  лю­
 способности,  творчества  и  воображенія  кладется   дямъ.  Дѣти  знакомятся  скоро, но когда они узнаютъ
 безжалостный  конецъ  съ  того момента,  какъ  ребе­  этихъ  людей,  когда  поймутъ,  что  ласковые  и
 нокъ  переступаетъ  двери  нашей  современной   добрые  «дяди»  и  «тети»  ирисутствуютъ  тутъ  для
 школы.  И зъ  архитектора  онъ  насильно  превра­  нихъ,  что  они  готовы  всегда  бесѣдовать  съ  ними,
 щается  въ  каменщика,  изъ  творца  великихъ  для   разсказывать  имъ  сказки  и  другія  интересныя
 него произведеній—въ мѣсилыцика  глины  для  чу-   вещи,  играть  съ  ними,— они  затормошатъ  ихъ,
 леихъ, неионятныхъ  и  неинтересиыхъ,  построекъ,   они  станутъ  ходить  за  ними  въ  видѣ  длиннаго
 изъ  перваго  актера—въ того скучающагося  обыва­  хвоста,  станутъ  обращаться  къ  нимъ  съ  милліо-
 теля,  который  стоитъ  передъ  кассой  театра  въ   нами  вопросовъ.  И какъ  интересная  книжка,  стра­
 олсиданіи  своей  очереди и еще не  знаетъ, получитъ   ница  за страницей,  станутъ  развертываться передъ
 ли  онъ  билетъ,  допустятъ  ли  его  когда-нибудь   педагогами  эти  маленыеія  души  со  всѣми  ихъ
 воспользоваться, хотя издали, въ  качествѣ  зрителя,   стремлеиіями,  порывами  и  интересами.  И   вотъ
 плодами  той  муки  и  того  труда,  которые  онъ  не-   съ  этого  момента  и доллсна  начаться  плаіщмѣрная
 сетъ  сейчасъ.  Вѣдь  половина  дѣтей  не  оканчи-   деятельность  руководителей  и  воспитателей —
 ваетъ  школы.  Вѣдь  это  улсасио.  Это  не  молсетъ,   выполыеніе  намѣченнаго  ими  плана.  Когда  на­
 не  доллено  такъ  продолжаться.  ступить  этотъ  моментъ?  Молсетъ-быть,  черезъ
 Пусть  же  школа  создастъ  для  ребенка условія,   2 — 3  дня,  а,  молсетъ-быть,  черезъ  2 — 3  недѣли.
 при  которыхъ  всѣ  его  способности,  стремленія   Только  опытъ  иерваго  года  молсетъ  дать  довольно
 могли  бы  развиваться такъ лее свободно,  какъ  раз­  точный  отвѣтъ  на  этотъ  вопросъ.
   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27