Page 22 - _Свободная_школа
P. 22
— 20 — — 21 -
желаыіямъ людей) или пріятныхъ вещей, а кар вивались они на волѣ, дома. Мало того, школа
точный домикъ такъ лее полезенъ и пріятенъ ребенку, доллсна дать ему больше,—дать то, чего не молсетъ
какъ и красивая дача, построенная архитекторомъ. дать семья въ домашней обстановкѣ.
Голова ребенка также не безъ дѣла : его фантазія, И пусть онъ, придя въ школу, сохранить свое
т.-е. высшая умственная способность, давшая намъ право двигаться, бѣгать, разематривать всѣ ком
величайшія литературныя произведенія и науч наты, всѣ интересные предметы, которые най
ный гипотезы, постоянно въ работѣ, онъ окру- детъ въ нихъ, пусть разспрашиваетъ объ ихъ зна-
лсаѳтъ себя міромъ воображаемыхъ существъ, тѣхъ ченіи, пробуетъ ими пользоваться. Въ школѣ онъ
самыхъ, создавать которыя мы, взрослые, улее не найдетъ и знакомые предметы, книжки съ кар
умѣемъ, но потребность въ которыхъ у насъ не тинками, онъ встрѣтитъ тамъ товарищей, съ ко
менѣе сильна. Для удовлетворенія ея мы при- торыми захочетъ иобѣгать, поиграть. И пусть
нулсдены создавать дорого стоящіе театры, при бѣгаетъ и играетъ до тѣхъ поръ, пока это ему
бегать къ художественной литературѣ. Ребенокъ не надоѣстъ.
всегда въ театрѣ, да еще въ качествѣ главнаго Онъ встрѣтитъ тамъ учителей и учительницъ
актера. И вотъ этой-то и свободной и лсивой и кое-кого изъ родителей. Ему нулено нѣсколько
леизни, этому планомѣрному развитію дѣятельной дней, чтобы привыкнуть къ этимъ чулеимъ лю
способности, творчества и воображенія кладется дямъ. Дѣти знакомятся скоро, но когда они узнаютъ
безжалостный конецъ съ того момента, какъ ребе этихъ людей, когда поймутъ, что ласковые и
нокъ переступаетъ двери нашей современной добрые «дяди» и «тети» ирисутствуютъ тутъ для
школы. И зъ архитектора онъ насильно превра нихъ, что они готовы всегда бесѣдовать съ ними,
щается въ каменщика, изъ творца великихъ для разсказывать имъ сказки и другія интересныя
него произведеній—въ мѣсилыцика глины для чу- вещи, играть съ ними,— они затормошатъ ихъ,
леихъ, неионятныхъ и неинтересиыхъ, построекъ, они станутъ ходить за ними въ видѣ длиннаго
изъ перваго актера—въ того скучающагося обыва хвоста, станутъ обращаться къ нимъ съ милліо-
теля, который стоитъ передъ кассой театра въ нами вопросовъ. И какъ интересная книжка, стра
олсиданіи своей очереди и еще не знаетъ, получитъ ница за страницей, станутъ развертываться передъ
ли онъ билетъ, допустятъ ли его когда-нибудь педагогами эти маленыеія души со всѣми ихъ
воспользоваться, хотя издали, въ качествѣ зрителя, стремлеиіями, порывами и интересами. И вотъ
плодами той муки и того труда, которые онъ не- съ этого момента и доллсна начаться плаіщмѣрная
сетъ сейчасъ. Вѣдь половина дѣтей не оканчи- деятельность руководителей и воспитателей —
ваетъ школы. Вѣдь это улсасио. Это не молсетъ, выполыеніе намѣченнаго ими плана. Когда на
не доллено такъ продолжаться. ступить этотъ моментъ? Молсетъ-быть, черезъ
Пусть же школа создастъ для ребенка условія, 2 — 3 дня, а, молсетъ-быть, черезъ 2 — 3 недѣли.
при которыхъ всѣ его способности, стремленія Только опытъ иерваго года молсетъ дать довольно
могли бы развиваться такъ лее свободно, какъ раз точный отвѣтъ на этотъ вопросъ.