Page 26 - _Свободная_школа
P. 26

—   2 5   —
 —   24  —
             письмомъ  нулена  ручка,  нуженъ  пеналъ,  тетрадь,
 позволить  письменныя  занятія  въ  самомъ  ограни-
             папки  для  храненія  книгъ  и  тетрадей,  чернила, —
 ченномъ  размѣрѣ — нѣсколько  минуть  въ  день,  а   вотъ  дальнѣйшіе  пункты  программы ручного  труда
 вѣдь  для  этихъ  занятій  только  и  изобрѣтаютея
 эти  мудрыя  орудія  школьной  пытки,  именуемыя   и  другихъ  занятій.  И   калсдый  слѣдующій  ш агь
             въ  осуществленіи  этой  программы  будетъ  лселан-
 гигіеническими  столами  и  партами.  Въ  классѣ
 должны  быть  и  столы  и  стулья маленькіе,  по  росту   ноіо  для  дѣтей  цѣлью.
                Въ  классѣ много  и другой  работы  по  приведешю
 учениковъ  соотвѣтствующаго  возраста  (это  обыч­
 наго  размѣра  дѣтская  мебель).  Столы  могутъ  быть   его  въ  порядокъ,  по  содерясанію  его  въ  чистотѣ.
             Это  толсе  интересная  для  дѣтей  работа.  Если
 и  одиночные,  и  для  двухъ  дѣтей,  и  длинные  для
             послѣ  уроковъ  учитель  старательно  стеръ  пыль
 нѣсколышхъ.  Дѣти  могутъ  разставить  ихъ  какъ
 угодно  и  часто,  хоть  каждый  день,  мѣнять  эту   съ  своего  стола,  свелъ  чернильное  пятно  на
 разстановку.  Классъ  доллсенъ  возмолшо  болѣе   немъ,  такъ  какъ  лее  не  сдѣлать  этого  и  дѣтямъ.
             Если  послѣ  уроковъ  учитель  беретъ  половую
 походить  на  жилую  комнату,  онъ  долженъ  быть
             щетку,  вымететъ  полъ,  какъ  лее  отказаться  уче-
 веселый  и  пріятный  для  дѣтей.  иикамъ  отъ  удовольствія  помочь  ему,  да  еще
 Учитель  молсетъ  предлолсить  дѣтямъ  заняться
             если  за  дверыо  стоятъ  дѣтскія  половыя  щеточки.
 украшеніемъ  класса.  И   въ  этомъ  занятіи  найдутъ
             Но  щетокъ  на  всѣхъ  не  хватить,  да  и  нѣтъ
 себѣ  примѣненіе  и  оправдаыіе  начатки  всѣхъ
 видовъ  труда — физическаго,  умствениаго  и  заня-   надобности  дѣлать  всѣмъ  одно  и  то  лее  дѣло,  до­
 тія  искусствами.  Комната  молсетъ  быть  украшена   вольно  для  этого  двухъ  или  трехъ.  И  вотъ  пер­
             вый  урокъ  общественности—по  поводу  распредѣ-
 цвѣтами.  И хъ  нулено  посадить  и  вырастить.  Для
 этого  надо  купить  горшки,  сѣмена,  землю,  и  все   ленія  мелсду  дѣтьми  этой  пріятной  обязанности,
 это  доллсны  сдѣлать  дѣти,  по  указанію  и  при   для  постаиовленія  очереди  делсурствъ  по  уборкѣ
             класса.  И   раснредѣленія  доллсны  сдѣлать  сами
 помощи  учителя.  Счетъ  деиегъ  на  покупку,  счетъ   дѣти.  А  поливка  цвѣтовъ,  a  приготовленіе  и
 зеренъ   или  сѣмянъ,  счетъ  горшковъ, — вотъ
 первыя  упражненія  по  ариометикѣ.  Посадка  сѣ-   выборъ  матеріаловъ  для  ручного труда, а исполие-
 мянъ,  бобовъ  или  луковицъ, — вотъ  поводъ  для   ніе  порученій  по  закупкамъ, — развѣ  все  это  не
 первой  бесѣды  по  естествознанію.  Надписи  на   интересныя  дѣла  и  развѣ  въ  школѣ  ие  найдется
             еще  много  и  много  такихъ  лее  дѣлъ?
 горшкахъ  именъ  дѣтей,  производившихъ  въ  нихъ   Необходимость  расширить  сферы  примѣненія
 посадки  сѣмяыъ,  иазванія  посѣянныхъ  расте-
             дѣтскаго  труда  на  всю  писолу,  позаботиться  о
 ній,— вотъ  поводъ  научиться  писать,  поводъ  для   томъ, чтобы  и  дома  семья  давала  ребенку  возмолс-
 перваго  урока  грамоты.  Кромѣ  цвѣтовъ,  классъ
 молсетъ  быть  украшенъ  картинками  на  стѣнахъ,   ность  посильнаго  прилолсенія  его  рук.ъ, если  онъ,
             войдя  во  вкусъ  этой  работы въ  шісолѣ,  полселаетъ
 ихъ  выборъ  дѣло  учениковъ,  они  могутъ  сдѣлать   и  дома  убирать  свою  постель  или  комнату.  А  въ
 для  нихъ рамки  изъ картона, соломы  или дерева, —
             школѣ, кромѣ  уборки  и  украшенія,  есть  и  другія
 вотъ  начало  заыятій ручнымъ  трудомъ. Для занятій
   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31