Page 30 - _Свободная_школа
P. 30

—   29  —
 —   2 8   —
              одну  мѣрку:  ея  долгъ  содействовать  развитію
 явленій,  наблюденій  погоды  и  неба  и,  наконецъ,   личныхъ особенностей и индивидуальныхъ стремле-
 наблюденія  доступныхъ  дѣтямъ  явленій  жизни,   ній  каждаго  ребенка.  Это  молсетъ  быть достигнуто
 человѣческой  работы  и,  наконецъ,^ знакомства  съ   только  при  помощи  групповыхъ  и  единичныхъ
 произведеніями  культуры.  Никакой  определенной   занятій,  хотя  бы  и  самостоятельныхъ  для  всѣхъ
 программы,  въ  смыслѣ заранѣе  намѣченыой  суммы   дѣтей,  которыя  полселаютъ  заняться  чѣмъ-нибудь
 явленій  и  фактовъ,  ио  каждой  изъ  этихъ  областей   отдѣльно  отъ  всего  класса.  Д ля  этого  дѣтямъ
 не  должно  быть.  Факты  сообщаются  въ  томъ   доллсна быть дана полная возмолсность осуществлять
 порядкѣ,  въ  какомъ  удастся  подвести  къ  нимъ   эти  свои  желанія.  И  школа должна предоставлять
 дѣтей  и  въ  какомъ  потребуете  этого  ходъ развиты   имъ  всѣ  необходимыя  для  этой  цѣли  матеріалы  и
 ихъ  собственной  наблюдательности  и  интереса.   инструменты,  она лее  должна,  въ  лицѣ воспитателя,
 Важно  ие  количество  сообіцаемыхъ  фактовъ,  а   по  первому  ихъ  требованію,  приходить  къ  нимъ
 возбужденіе  интереса  въ  наблюденіи  явленій   иа  помощь  своими  указаніями  и  руководствомъ.
 природы  во  всѣхъ  ея  областяхъ,  воспиташе   Въ  какія  же  виѣшнія  рамки  можетъ  быть  вло-
 привычки  наблюдать  и  умѣнья  дѣлать  изъ  своихъ   лсена  такая  система?  Разумѣется, только  въ  самыя
 наблюденій  выводы  и  давать  себѣ  и  другимъ  от­  широкія.  У  калсдой  группы  есть  преподаватель,
 четъ  въ  результатахъ  этой  интересной  работы.  а  можете-быть  и  еще  нѣсколько  руководителей
 Преподаватели  не  доллшы  ни  на  минуту  забы­  занятіями  по  спеціальнымъ отраслямъ,— они нахо­
 вать,  что  улее  на  слѣдующей  ступени  обучены   дятся  въ  распорялсеніи  дѣтей  въ  школѣ  въ  те­
 дѣти  должны  будутъ  сами  продоллсать  работу   ч е т е  извѣстнаго времени, примѣрно, съ 10 до  2 час.
 изученія  міра  и  что  задача  этой  первой  ступени—   Распредѣленіе занятій общихъ и  групповыхъ, игръ
 воорулсить  ихъ  необходимыми  для  этой  цѣли   и  забавъ,—все это доллшо  быть  дѣломъ соглашенія
 средствами.  мелсду  учителемъ  и  учениками, и  все  это  молсетъ
 Время,  которое  молсетъ  удѣляться  всѣмъ  этимъ   подлелсать  хотя  бы  елседневному  пересмотру.  И
 работамъ  и  занятіямъ,  доллшо  быть  въ  этомъ   ученики  и  учителя  доллсны  видѣть  передъ  сооою
 возрастѣ  гораздо  меньше  того,  которое  будутъ   блилсайшія  цѣли  и  стремиться  ісъ  ихъ  осуще­
 проводить  дѣти  за  заиятіемъ  ручнымъ  трудомъ,   ствлен^. По мѣрѣдостилсенія ихъ, они общими уси-
 искусствомъ,  играми  и   другими   физическими   ліями  намѣчаютъ  себѣ слѣдующія. Поскольку ини-
 занятіями  и  забавами.  Программа  этихъ  занятш   ціатива, проявляемая учителемъ, не будетъ стѣснять
 доллсна  состоять  изъ  возможно  большаго  числа   и  угнетать  иниціативы  учениковъ,  настолько онъ
 разнообразныхъ  работъ,  которыя  могутъ  быть   молсетъ  согласовать  ихъ  занятія  съ  общею цѣлыо
 предложены  дѣтямъ  и  которыя  доллшы  быть   обученія  и  воспитанія  на  этой  ступени^
 немедленно  исключаемы  изъ  программы,  коль   Зная  дѣтей  и  ихъ  естественную  любознатель­
 скоро  дѣти  ие  проявятъ  къ  нимъ  интереса.  ность, нельзя  предполагать, чтобы  намѣчениыя для
 Дѣти  не  похожи  одинъ  на  другого.  Ш кола   этой  ступени  обучеиія  цѣли  не  были достигнуты.
 вовсе  не  доллсна  нивелировать  ихъ  всѣхъ  подъ
   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35