Page 33 - _Свободная_школа
P. 33

—  32  —                                                                   —  зз  —
                научными  предметами  (ручной  трудъ  по  дереву  и                        никам®  необходимую  для  нихъ  помощь,  въ  слу­
                черченіе  съ  геометріею,  рисованіе  и  живопись  съ                      чае,  если  сами  они  въ  ней  будутъ  нуждаться.
                естествознаніемъ),  но  они  имѣютъ  и  доллшы  со­                        Иногда,  по  жѳланію  учениковъ,  могутъ  устраи­
                хранить  для  дѣтей  и  самостоятельное  значеніе  и                       ваться  общія  бесѣды  по  тому  или  другому  на­
                самостоятельную цѣль— улучш еніе школьной  и  до­                           учному  вопросу  или  лекціи  объ  основахъ  науки
                машней  обстановки  дѣтей,  облегченіе. труда лицъ,                         или  новѣйш ихъ  открытіях®.  Лекторами  могут®
                ихъ  окружающих®, удовлетвореніе развивающ ихся                            являться  какъ  преподаватели,  такъ  и  отдѣльные
                эстетических®  потребностей.  Дѣти  должны  вы­                             ученики,  а  равно  и  иосторонніе  приглашаемые
                расти въ сознаніи, что и они работаютъ такъ лее, какъ                      для  этой  цѣли  лица  преподавателями  или  воспи­
                взрослые,  что  въ  этомъ  цѣль жизни  всѣхъ  людей                         танниками.  Чѣмъ  больше  проявят®  воспиіанники
                и  что  только  въ  свободное  время  отъ  этой  рабо­                      самостоятельности  въ  дѣлѣ  изученія  науки,  чѣм®
               ты  они  могутъ  предаваться  эгоистическимъ  раз-                           скорѣе  освободятся  от®  исключительнаго  руковод­
               влеченіямъ  и занятіямъ  наукою  и  искусствами  для                         ства  своего  наставника,  тѣм®  полнѣе  будет®  до­
               собственной  пользы  и  удовольствія.                                        стигнута  цѣль  обученія.
                  Эта  ступень  обученія  должна  подготовить  юно­                           Самыя  программы  занятій,  распредѣлеш е  их®,
               ш ей  и  дѣвицъ  къ  дальнѣйшему  курсу,  сдѣлать                            выборъ  отдѣловъ  той  или  другой  отрасли  знаній
               ихъ  способными  къ  совершенно  самостоятельному                            должны  производиться  на  год®  или  на  полгода
               изученію  различныхъ  отраслей  знанія.                                      впередъ  на  общихъ  совѣщаніях®  воспитанниковъ
                  Старшая  ступень  обученія  заканчиваете  курсъ                           съ  ихъ  преподавателями.  И   все  это  вполнѣ  при-
               образованія  свободной  школы  и  выпускаете  въ                             мѣнимо  ко  всѣмъ  отраслямъ  знаній,  какъ  въ
               леизнь людей  съ  опредѣленцыми  стремленіями  къ                            области  естествознанія,  такъ  и  въ  области  гумаии-
               дальнейш ему  совершенствованію,  съ  лшвымъ  лее-                           тарныхъ  наукъ  и  филологіи  (т.-е.  изученія  язы­
               ланіемъ  знанія  и  дѣятелыюсти,  съ  полной  воз-                           ковъ).  Рядом®  с®  этими  научными  занятыми  мо­
               молшостыо  работать  на  любом®  поприщ ѣ  или                               гутъ  и  доллшы  продолжаться  занятія  искусствами
               продоллсать  изученіе  наукъ  въ  высшемъ  или  спе-                         и  ремеслами  (практическое  иримѣненіе  ручного
               ціальномъ  учебномъ  заведеніи.                                              труда).  К ъ  этому  могутъ  быть  дооавлены  не­
                 Преподаваніе  на  этой  ступени  должно  имѣть                             которые  практическіе  предметы,  напр.:  счетовод­
               почти  университетскій  характеръ,  но  не  лекціои-                         ство,  стенографія  и  др.,  если  ученики  пожелают®
               иый,  а  характеръ  тѣхъ  занятій,  которыя  ведутся                         заняться  ими.
               въ  лабораторіяхъ,  учебныхъ  кабинетах®  или  кли­                             Мы  совершенно  увѣрены,  что  организованная
               никах®,  гдѣ  каждый  будете  получать  или  ставить                         такимъ  образомъ  ш кола  въ  течеиіе  10 — 12  лѣтъ
               самъ  себѣ  опредѣленную  задачу  и  самостоятельно                          обученія  (съ  G — 7  до  16 — 18 лѣтъ)  даетъ  своимъ
               стремиться  къ  ея  разрѣш енію .  Преподаватель,                            воспитанникам!,  гораздо  болѣе  широкое  развитіе,
              являясь  въ  училищ е  въ  оиредѣленные  часы,  при­                          чѣмъ  то,  которое  даютъ  современный  среднія
              ходите  туда  только  для  того,  чтобы  оказать  уче­                        учебныя  заведенія,  и  такое  знакомство  съ  содер-
                                                                                                                                                 з
                                                                                               Свободная  школа.
   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38