Page 38 - _Свободная_школа
P. 38
— 30
его душ ѣ и не покинутъ его никогда. Создать усло-
чить дѣтямъ правильное питаніе въ ш колѣ, должна
вія наиболѣе ш ирокаго и нагляднаго распростра
дать въ классѣ достаточно свѣта, тепла и воздуха
нения такихъ идей въ ш колѣ— вотъ задача нрав
и возможность въ переры вахъ между занятіями
ственнаго воспитанія. И зъ ш кольной жизни доллшо
двигаться на открытомъ воздухѣ. Ц ѣлямъ ф изи
быть исключено все вредно вліяю щ ее на нрав
ческаго развитія могутъ служить и содѣйствовать
ственность людей и прежде всего въ ней не
слѣдую щ ія мѣры:
должно быть ни различія мелсду дѣтьми ио полу
Радіональное распредѣленіе занятій и продол
(обученіе должно быть совмѣстнымъ для дѣвочекъ
жительности разны хъ видовъ этихъ заиятій.
и мальчиковъ иа всѣхъ ступеняхъ) ни различш
В в е д е т е физическаго труда и подвижныхъ игръ
ио правамъ, даже между учениками и учителями:
и упражненій.
что позволено однимъ, то должно быть позволено
Обязательные горячіе завтраки.
и другимъ. Не должно въ ш колѣ сущ ествовать
Устройство при ш колѣ площ адки или сада для
ни начальниковъ ии подчиненныхъ, нонятія ири-
игръ и занятій на открытомъ воздухѣ (зимою и
ісазаиія и распорялеенія должны быть исключены
лѣтомъ).
Устройство нрогулокъ, болѣе далекихъ экскур- изі> ш кольной практики.
Само собою разумѣется, не молсетъ сохраняться
сій и цѣлы хъ путеш ествій.
въ свободной ш колѣ и такой перелситокъ варвар
О рганизація врачебиаго надзора за здоровьемъ
ства, какъ наказаніе за дурное поведеніе.
дѣтей, цѣль котораго пріучить ихъ самихъ слѣ-
дить за своимъ здоровьемъ.
Что касается нравственнаго воспитанія, то всѣ
до сихъ поръ практиковавш іеся способы его въ С в я з ь ш к о л ы и с е м ь и .
училищ ахъ доллсны быть признаны не достигаю
В ы ш е мы улее говорили о томъ, какое участіс
щими своей цѣли. П ри чемъ одинаково безполез-
иымъ является для этой цѣли и преподаваніе могутъ принимать родители въ дѣлѣ первоначаль
ной организаціи училищ а. Связь семьи и школы
закона Б ож ія въ томъ видѣ, въ какомъ оно ве
не доллсна ограничиваться этимъ. Ш кола всѣми
дется во всемъ мірѣ, и преподаваніе морали, за-
силами должна поддерлсивать и развивать эту связь.
мѣиивш ее законъ Бож ій во французскихъ ш ко
Родители доллсны постоянно привлекаться къ оо-
лахъ. П р о в ед ете въ ж изнь кодекса хорош аго но-
щ ей работѣ ио веденію школы. Они приглаш а
веденія, при помощи наградъ и наказаній, таюке
ются принимать участіе въ общ ихъ ш кольны хъ
должно быть признано вредною и развращ аю щ ею
совѣтахъ, ихъ извѣщ аю тъ о педагогическихъ со-
мѣрою.
вѣтахъ, на которыхъ всякій ж елаю щ ій молсетъ при
Только идеи правды, добра и справедливости
сутствовать, выборные отъ родителей каждаго
j всегда могутъ удержать человѣка отъ всего дур
класса могутъ, ісромѣ того, принимать постоянное
ного, и только свободно съ радостью воспринятыя
участіе въ совѣщ аніяхъ педагогическаго совѣта, въ
имъ, увлекш ія его, эти идеи твердо укоренятся въ