Page 38 - _Свободная_школа
P. 38

—  30
           его  душ ѣ и не покинутъ его  никогда.  Создать усло-
 чить  дѣтямъ  правильное  питаніе  въ  ш колѣ,  должна
           вія  наиболѣе  ш ирокаго  и  нагляднаго  распростра­
 дать  въ  классѣ  достаточно  свѣта,  тепла  и  воздуха
           нения  такихъ  идей  въ  ш колѣ— вотъ  задача  нрав­
 и  возможность  въ  переры вахъ  между  занятіями
           ственнаго воспитанія.  И зъ ш кольной жизни доллшо
 двигаться  на  открытомъ  воздухѣ.  Ц ѣлямъ  ф изи­
           быть  исключено  все  вредно  вліяю щ ее  на  нрав­
 ческаго  развитія  могутъ  служить  и  содѣйствовать
           ственность  людей  и  прежде  всего  въ  ней  не
 слѣдую щ ія  мѣры:
           должно  быть  ни  различія  мелсду  дѣтьми  ио  полу
 Радіональное  распредѣленіе  занятій  и  продол­
           (обученіе  должно  быть  совмѣстнымъ  для дѣвочекъ
 жительности  разны хъ  видовъ  этихъ  заиятій.
           и  мальчиковъ  иа  всѣхъ  ступеняхъ)  ни  различш
 В в е д е т е   физическаго  труда  и  подвижныхъ  игръ
           ио  правамъ,  даже  между  учениками  и  учителями:
 и  упражненій.
           что  позволено  однимъ,  то  должно  быть  позволено
 Обязательные  горячіе  завтраки.
           и  другимъ.  Не  должно  въ  ш колѣ  сущ ествовать
 Устройство  при  ш колѣ  площ адки  или  сада  для
           ни  начальниковъ  ии  подчиненныхъ,  нонятія  ири-
 игръ  и  занятій  на  открытомъ  воздухѣ  (зимою  и
           ісазаиія  и  распорялеенія  должны  быть  исключены
 лѣтомъ).
 Устройство  нрогулокъ,  болѣе  далекихъ  экскур-   изі>  ш кольной  практики.
              Само  собою  разумѣется,  не  молсетъ  сохраняться
 сій  и  цѣлы хъ  путеш ествій.
           въ  свободной  ш колѣ  и  такой  перелситокъ  варвар­
 О рганизація  врачебиаго  надзора  за  здоровьемъ
            ства,  какъ  наказаніе  за  дурное  поведеніе.
 дѣтей,  цѣль  котораго  пріучить  ихъ  самихъ  слѣ-
 дить  за  своимъ  здоровьемъ.
 Что  касается  нравственнаго  воспитанія,  то  всѣ
 до  сихъ  поръ  практиковавш іеся  способы  его  въ   С в я з ь   ш к о л ы   и  с е м ь и .
 училищ ахъ  доллсны  быть  признаны  не  достигаю­
              В ы ш е  мы  улее  говорили  о  томъ,  какое  участіс
 щими  своей  цѣли.  П ри  чемъ  одинаково  безполез-
 иымъ  является  для  этой  цѣли  и  преподаваніе   могутъ  принимать  родители  въ  дѣлѣ  первоначаль­
            ной  организаціи  училищ а.  Связь  семьи  и  школы
 закона  Б ож ія  въ  томъ  видѣ,  въ  какомъ  оно  ве­
            не  доллсна  ограничиваться  этимъ.  Ш кола  всѣми
 дется  во  всемъ  мірѣ,  и  преподаваніе  морали,  за-
            силами должна поддерлсивать и развивать эту связь.
 мѣиивш ее  законъ  Бож ій  во  французскихъ  ш ко­
            Родители  доллсны  постоянно  привлекаться  къ  оо-
 лахъ.  П р о в ед ете  въ  ж изнь  кодекса хорош аго но-
            щ ей  работѣ  ио  веденію  школы.  Они  приглаш а­
 веденія,  при  помощи  наградъ  и  наказаній,  таюке
            ются  принимать  участіе  въ  общ ихъ  ш кольны хъ
 должно  быть  признано  вредною  и  развращ аю щ ею
            совѣтахъ,  ихъ  извѣщ аю тъ  о  педагогическихъ  со-
 мѣрою.
            вѣтахъ,  на которыхъ  всякій ж елаю щ ій молсетъ при­
 Только  идеи  правды,  добра  и  справедливости
            сутствовать,  выборные  отъ  родителей          каждаго
 j  всегда  могутъ  удержать  человѣка  отъ  всего  дур­
            класса  могутъ, ісромѣ  того,  принимать  постоянное
 ного, и  только  свободно  съ  радостью  воспринятыя
            участіе  въ  совѣщ аніяхъ педагогическаго совѣта, въ
 имъ,  увлекш ія  его,  эти  идеи  твердо  укоренятся въ
   33   34   35   36   37   38   39   40