Page 40 - _Свободная_школа
P. 40
— 3 9 —
— 3 8 —
интересующ имся этимъ дѣломъ. В сякій желающ ій
качествѣ его полноправных?, членовъ. Кромѣ того,
можетъ получить свободный доступъ какъ на уроки,
отъ времени до времени должны быть устраиваемы
такъ и иа всѣ засѣданія и собранія, устраиваемый
частныя совѣіцанія родителей и педагоговъ по от-
въ ш колѣ. ттт
дѣльнымъ классамъ.
Д ля родителей доллсенъ быть всегда открыть Н о и этого недостаточно. Ш кола должна сама
озаботиться о томъ, чтобы плоды ея опыта полу
свободный доступъ въ классы, гдѣ учатся ихъ дѣіи,
чили возможно болѣе ш ирокое распространена.
и на всѣ собранія, вечера, утра, школьные празд
Д ля этого она доллсна издавать отъ времени до
ники, которые устраиваются въ училищѣ.
времени иеболыиіе сборники отчетовъ, протоко
Ш кола должна принимать самое близкое уча-
ловъ своихъ засѣданій, рефератовъ и докладовъ
стіе въ домашней и частной жизни дѣтей. Д ля нихъ
преподавателей и родителей, разбирающ их ь о т
она должна быть всегда открыта,— это ихъ клубъ,
дельный стороны организаціи школы.
въ которой они могутъ собираться, когда имъ бу
И тогда ш кола станетъ большимъ общ ествен
детъ угодно и для чего угодно, могутъ пригла
нымъ дѣломъ, привлечете къ себѣ искренне пре-
ш ать туда своихъ друзей и знакомыхъ. Ш кола
данныхъ ея идеѣ участииковъ и сотрудниковъ,
должна, по возможности, поощрять и домашш я со-
т.-е. получите общественную поддержку. .Влшніе ея
бранія дѣтей и ихъ домашніе праздники.
распространится далеко за ея стѣнами и, молсетъ-
Старш іе, родители и воспитатели, могутъ посе
быть, она и сыграете извѣстную роль въ дѣлъ
щ ать эти праздники исключительно по приглаш е
выработки новаго типа низш ей и средней ш колы ,-
ние самихъ дѣтей.
типа, который все яснѣе вырисовывается въ сво
ихъ главныхъ чертахъ, но ещ е окончательной
О б щ е с т в е н н а я з а д а ч а с в о б о д н о й ш к о л ы . формы не получилъ. Ясно только, что выраоотка
его идетъ въ томъ лее направленія расш ирены
Мы далеки отъ мысли считать, что устройство
свободы обученія, болѣе полное выраженіе кото
школы съ такой оргаиизаціей возможно въ настоя
раго мы и старались изложить.
щ ее время вездѣ и что именно такая ш кола долж
Мы вѣримъ въ успѣхъ этого дѣла потому, что
на течь въ основаніе организаціи современнаго
слишкомъ глубоко наш е убѣлсденіе, что мы вы
обученія. К акъ общій типъ— это дѣло будущаго,
ступаем?, на борьбу за счастье грядущ ихъ поко-
но для того, чтобы приблизить его осуществление,
необходимо немедленно лее приступить къ устрой лѣній, за свободу человѣчесісой личности.
ству хотя бы одной, а ещ е лучш е нѣсколькихъ
такихъ ш колъ. Онѣ должны служить ^ живыми
примѣрами осуществления идеи свободной школы,
наглядною проповѣдью. <4>
Чтобы ш кола эта действительно имѣла такое
значеніе, она должна быть широко доступна всѣмъ