Page 40 - _Свободная_школа
P. 40

—   3 9   —
 —   3 8   —
            интересующ имся  этимъ  дѣломъ.  В сякій желающ ій
 качествѣ  его  полноправных?, членовъ. Кромѣ того,
            можетъ  получить свободный доступъ какъ на уроки,
 отъ  времени  до  времени  должны быть  устраиваемы
            такъ  и  иа  всѣ  засѣданія  и  собранія,  устраиваемый
 частныя  совѣіцанія  родителей  и  педагоговъ  по  от-
            въ  ш колѣ.                       ттт
 дѣльнымъ  классамъ.
 Д ля  родителей  доллсенъ  быть  всегда  открыть   Н о  и  этого  недостаточно.  Ш кола  должна  сама
            озаботиться  о  томъ, чтобы  плоды  ея  опыта  полу­
 свободный доступъ  въ  классы,  гдѣ  учатся ихъ дѣіи,
            чили  возможно  болѣе  ш ирокое  распространена.
 и  на  всѣ  собранія,  вечера,  утра, школьные празд­
            Д ля  этого  она  доллсна  издавать  отъ  времени  до
 ники,  которые  устраиваются  въ  училищѣ.
            времени  иеболыиіе  сборники  отчетовъ,  протоко­
 Ш кола  должна  принимать  самое  близкое  уча-
            ловъ  своихъ  засѣданій,  рефератовъ  и  докладовъ
 стіе  въ домашней и  частной жизни дѣтей. Д ля  нихъ
            преподавателей  и  родителей,  разбирающ их ь  о т­
 она  должна  быть  всегда  открыта,— это  ихъ  клубъ,
            дельный  стороны  организаціи  школы.
 въ  которой  они  могутъ  собираться,  когда  имъ  бу­
               И   тогда  ш кола  станетъ  большимъ  общ ествен­
 детъ  угодно  и  для  чего  угодно,  могутъ  пригла­
            нымъ  дѣломъ,  привлечете  къ  себѣ  искренне пре-
 ш ать  туда  своихъ  друзей  и  знакомыхъ.  Ш кола
            данныхъ  ея  идеѣ  участииковъ  и  сотрудниковъ,
 должна, по возможности,  поощрять  и  домашш я  со-
            т.-е. получите общественную поддержку.  .Влшніе  ея
 бранія дѣтей  и  ихъ  домашніе  праздники.
            распространится  далеко  за  ея  стѣнами  и,  молсетъ-
 Старш іе,  родители  и  воспитатели,  могутъ посе­
             быть,  она  и  сыграете  извѣстную  роль  въ  дѣлъ
 щ ать  эти  праздники  исключительно  по  приглаш е­
             выработки новаго  типа низш ей и средней  ш колы ,-
 ние  самихъ  дѣтей.
             типа,  который  все  яснѣе  вырисовывается  въ  сво­
             ихъ  главныхъ  чертахъ,  но  ещ е  окончательной
 О б щ е с т в е н н а я    з а д а ч а   с в о б о д н о й    ш к о л ы .  формы  не  получилъ.  Ясно  только,  что  выраоотка
             его  идетъ  въ  томъ  лее  направленія  расш ирены
 Мы  далеки  отъ  мысли  считать,  что  устройство
             свободы  обученія,  болѣе  полное  выраженіе  кото­
 школы  съ  такой  оргаиизаціей  возможно  въ настоя­
             раго  мы  и  старались  изложить.
 щ ее  время  вездѣ и что  именно  такая  ш кола  долж­
               Мы  вѣримъ  въ  успѣхъ  этого  дѣла  потому,  что
 на  течь  въ  основаніе  организаціи  современнаго
             слишкомъ  глубоко  наш е  убѣлсденіе,  что  мы  вы­
 обученія.  К акъ  общій  типъ— это  дѣло  будущаго,
             ступаем?,  на  борьбу  за  счастье  грядущ ихъ  поко-
 но  для  того,  чтобы  приблизить  его  осуществление,
 необходимо  немедленно  лее  приступить  къ устрой­  лѣній,  за  свободу  человѣчесісой  личности.
 ству  хотя  бы  одной,  а  ещ е  лучш е  нѣсколькихъ
 такихъ  ш колъ.  Онѣ  должны  служить ^ живыми
 примѣрами  осуществления  идеи  свободной  школы,
 наглядною  проповѣдью.                  <4>
 Чтобы  ш кола  эта  действительно  имѣла  такое
 значеніе, она  должна  быть широко  доступна всѣмъ
   35   36   37   38   39   40