Page 39 - _Свободная_школа
P. 39

—   3 9   —
                                    —   3 8   —
                                                                                           интересующ имся  этимъ  дѣломъ.  В сякій желающ ій
           качествѣ  его  полноправных?, членовъ. Кромѣ того,
                                                                                           можетъ  получить свободный доступъ какъ на уроки,
           отъ  времени  до  времени  должны быть  устраиваемы
                                                                                           такъ  и  иа  всѣ  засѣданія  и  собранія,  устраиваемый
           частныя  совѣіцанія  родителей  и  педагоговъ  по  от-
                                                                                           въ  ш колѣ.                       ттт
           дѣльнымъ  классамъ.
              Д ля  родителей  доллсенъ  быть  всегда  открыть                                Н о  и  этого  недостаточно.  Ш кола  должна  сама
                                                                                           озаботиться  о  томъ, чтобы  плоды  ея  опыта  полу­
           свободный доступъ  въ  классы,  гдѣ  учатся ихъ дѣіи,
                                                                                           чили  возможно  болѣе  ш ирокое  распространена.
           и  на  всѣ  собранія,  вечера,  утра, школьные празд­
                                                                                           Д ля  этого  она  доллсна  издавать  отъ  времени  до
           ники,  которые  устраиваются  въ  училищѣ.
                                                                                           времени  иеболыиіе  сборники  отчетовъ,  протоко­
              Ш кола  должна  принимать  самое  близкое  уча-
                                                                                           ловъ  своихъ  засѣданій,  рефератовъ  и  докладовъ
           стіе  въ домашней и  частной жизни дѣтей. Д ля  нихъ
                                                                                           преподавателей  и  родителей,  разбирающ их ь  о т­
           она  должна  быть  всегда  открыта,— это  ихъ  клубъ,
                                                                                           дельный  стороны  организаціи  школы.
           въ  которой  они  могутъ  собираться,  когда  имъ  бу­
                                                                                              И   тогда  ш кола  станетъ  большимъ  общ ествен­
            детъ  угодно  и  для  чего  угодно,  могутъ  пригла­
                                                                                            нымъ  дѣломъ,  привлечете  къ  себѣ  искренне пре-
            ш ать  туда  своихъ  друзей  и  знакомыхъ.  Ш кола
                                                                                            данныхъ  ея  идеѣ  участииковъ  и  сотрудниковъ,
            должна, по возможности,  поощрять  и  домашш я  со-
                                                                                            т.-е. получите общественную поддержку.  .Влшніе  ея
            бранія дѣтей  и  ихъ  домашніе  праздники.
                                                                                            распространится  далеко  за  ея  стѣнами  и,  молсетъ-
              Старш іе,  родители  и  воспитатели,  могутъ посе­
                                                                                            быть,  она  и  сыграете  извѣстную  роль  въ  дѣлъ
            щ ать  эти  праздники  исключительно  по  приглаш е­
                                                                                            выработки новаго  типа низш ей и средней  ш колы ,-
            ние  самихъ  дѣтей.
                                                                                            типа,  который  все  яснѣе  вырисовывается  въ  сво­
                                                                                            ихъ  главныхъ  чертахъ,  но  ещ е  окончательной
            О б щ е с т в е н н а я    з а д а ч а   с в о б о д н о й    ш к о л ы .       формы  не  получилъ.  Ясно  только,  что  выраоотка
                                                                                            его  идетъ  въ  томъ  лее  направленія  расш ирены
               Мы  далеки  отъ  мысли  считать,  что  устройство
                                                                                            свободы  обученія,  болѣе  полное  выраженіе  кото­
            школы  съ  такой  оргаиизаціей  возможно  въ настоя­
                                                                                            раго  мы  и  старались  изложить.
            щ ее  время  вездѣ и что  именно  такая  ш кола  долж­
                                                                                               Мы  вѣримъ  въ  успѣхъ  этого  дѣла  потому,  что
            на  течь  въ  основаніе  организаціи  современнаго
                                                                                            слишкомъ  глубоко  наш е  убѣлсденіе,  что  мы  вы­
            обученія.  К акъ  общій  типъ— это  дѣло  будущаго,
                                                                                            ступаем?,  на  борьбу  за  счастье  грядущ ихъ  поко-
            но  для  того,  чтобы  приблизить  его  осуществление,
            необходимо  немедленно  лее  приступить  къ устрой­                             лѣній,  за  свободу  человѣчесісой  личности.
            ству  хотя  бы  одной,  а  ещ е  лучш е  нѣсколькихъ
            такихъ  ш колъ.  Онѣ  должны  служить ^ живыми
            примѣрами  осуществления  идеи  свободной  школы,
            наглядною  проповѣдью.                                                                                      <4>
               Чтобы  ш кола  эта  действительно  имѣла  такое
            значеніе, она  должна  быть широко  доступна всѣмъ
   34   35   36   37   38   39   40