Page 20 - _Свободная_школа
P. 20

—   18  —
                                      -   10  —
 становлено  вт,  ихъ  памяти  при  помощи  тѣхъ,  кто
 помнить  сообщенное  тверже.  Теперь,  въ  виду   чеиіи  могутъ  быть  уничтожены вовсе  и  заменены
 живой  связи  этого  знанія  съ  послѣдующимъ,  ин­  самостоятельными  практическими  занятыми  по
 тересъ  къ  нему  усилится,  и  оно  будетъ  воспри­  всемъ  отраслямъ  знаній.
 нято  лучше.   Такая  постановка  дела  будетъ  соотвѣтствовать
 Самый  матеріалъ,  сообщаемый  ученикамъ  на   намеченнымъ  выше  задачамъ  школы ^ и  удовле­
 урокахъ  и  въ  бесѣдахъ,  долженъ  выбираться  по   творять  умственнымъ  запросам!,  дѣтей,  развивая
 степени его целесообразности и притомъ  не только   въ  нихъ  интересъ  и  привычку  къ  умственному
 съ  точки  зрѣнія  учащаго,  но  и  съ  точки  зрѣнія   труду,  давая  имъ  возможность самостоятельно прі-
 учениковъ.  Пока  они  не  увидали,  не  признали,   обретать  знанія.
 ііе  поняли,  что  это  свѣдѣніе  имъ  нужно  для  чего-   И   все  это  не  лишаетъ  недагоговъ  и  руководи­
 нибудь  дальнѣйшаго,  болѣе  интереснаго,  безпо-   телей  школы  возможности,  на  основанш  знаком­
 лезно  сообщать  его  на  урокахъ.  Зато  учитель   ства  съ  детскою  природою  и  собственныхъ  воз-
 долженъ  быть  всегда  готовъ  отвѣчать  на всѣ иро-   зреній.  создать  программу  предстоящих!,  занятш
 снувшіеся  умственные  запросы  учениковъ,  всегда   въ  школе.  Они  только  не  должны  заоывать,
 согласенъ  перемѣнить  тему  бесѣды  или  урока  по   что  эта  программа  необязательна  ни  для^  нихъ
 первому  ихъ  желанію.  ни  для  учениковъ  и  подлежитъ постоянной  пере­
 Значеніе  уроковъ  съ  учителемъ  должно  посте­  работке  на  основаніи  жизни  школы  и  занросовь
 пенно  и  довольно  быстро  уменьшаться  при  пере­  учащихся.  И  каждый  годъ,  каждые полгода  на  оо-
 ходе  отъ  младшихъ классовъ  къ  среднимъ и  выс­  щихъ  совѣіцаніяхъ  педагоговъ  будутъ соошцаться
 шимъ.  Въ младшихъ  классахъ учителю надлежитъ   эти  поправки  и  складываться  въ  сокровищницу
 дать  въ  руки  учениковъ  орудіе  дальнѣйшаго  са­  школьнаго  опыта,  входить  въ  программу  возмож­
 мостоятельнаго пріобретенія знаній—уменіе читать   ных!,  и  плодотворных!, занятій, значеше которыхъ
 и  писать  (чтобы  записывать  свои  мысли  и  на-   будетъ  выясняться  такимъ  образомъ  на  самомъ
 блюденія)  и  уменіе  наблюдать  природу.  опытѣ.   .         .
 Онъ  долженъ  внушить  ученикамъ  интересъ  къ   Постараемся  теперь  набросать, хотя  въ  оощихъ
 пользованію  этими  средствами  и  стремленіе  къ   чертахъ,  планъ  занятій  младшаго отделенія школы.
 самостоятельному  иріобретенію  при  ихъ  помощи   Посмотрите  на  здороваго  и  развитого  реоенка
 дальнѣйшихъ  знаній.  Въ  среднихъ  классахъ  за­  въ  его  домашней  обстановке,  ио  сравненію  съ
 дача  учителя  сводится къ сообщенію техъ  элемен-   взрослыми,—это  сама  жизнь,  сама  деятельность.
 тариыхъ  сведеній,  которыя необходимы  для пони-   Едва на минуту  присядетъ онъ  въ  часъ,  онъ  всегда
 манія  науки  и  ознакомленія  съ  тѣми  методами   на  ногахъ,  всегда  занять.  Онъ  не оставляетъ  безъ
 наблюденій  и  некоторыми  опытами,  безъ  ко­  вниманія  ничего окружаю щаго,  его  ноги  всегда  въ
 торыхъ  невозможно  изученіе  природы.  Въ  стар-   движеніи, его руки заняты работой,—- вѣдь игра для
 шихъ  классахъ  уроки  въ  современномъ  ихъ  зна-  ребенка  та  лее  работа,  то  же  занятіе.  Работа  есть
              произведете  полезныхъ  (т.-е.  удовлетворяющих!,
                                                                  2*
   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25