Page 15 - _Свободная_школа
P. 15
— 15 —
— 14 —
родителей и недагоговъ, такъ и изъ постороннихъ
могутъ принимать участіе и выборные представи
школѣ лицъ.
тели отъ родителей и огь дѣтей. Кромѣ того,
Ж елательно проведеніе въ ш колѣ въ учениче
засѣданія этого совѣта должны быть широко до
ской средѣ выборнаго начала для исполненія
ступны какъ каждому родителю, такъ и каждому
разныхъ обязанностей; надо предоставлять дѣтямъ
ученику или ученицѣ. У недагоговъ не доллшо
не только выбирать дежурпыхъ, уполномочен-
быть и не молсетъ быть секретовъ ни отъ тѣхъ ныхъ, старостъ, ио и создавать какія угодно дру-
ни отъ другихъ, потому что, гдѣ есть секретъ, тай гія должности и обязанности и расиредѣлять ихъ
ный сговоръ, тамъ уже нѣтъ свободныхъ и есте мелсду собою по выборамъ или по взаимному
ственныхъ отноніеніЙ, тамъ нѣтъ иолнаго довѣрія.
соглашенію.
Н аконецъ по отдѣльнымъ вопросамъ могутъ
В ъ виду того, что всѣ эти новыя начала не
устраиваться совѣщ анія родителей, недагоговъ и могутъ быть привиты въ дѣтской средѣ сразу, а
дѣтей извѣстиой группы или отдѣленія, вмѣетѣ
также въ виду разницы вкусовъ и интересовъ
или отдѣльно. Они должны быть такъ же гласны и
дѣтей въ разномъ возрастѣ, возможно предвари
доступны не только всѣмъ, имѣющимъ какое-ни-
тельное дѣленіе всей школы на три ступени обу-
будь отношеніе къ школѣ, ио всѣмъ, интересую
ченія съ такимъ расчетомъ, чтобы дѣти проходили
щимся ея дѣлами. Е щ е важнѣе созданіе свобод каждую изъ этихъ ступеней въ 3 или 4 года.
ныхъ ученическихъ организацій. Въ цѣляхъ вос-
Ступени эти будутъ соотвѣтствовать и нѣсколько
нитанія общественности въ дѣтяхъ педагоги
различнымъ методамъ обученія, которые доллсны
доллсны всѣми мѣрами заинтересовывать ихъ въ
измѣняться соответственно возрасту и развитію
рѣш еніи дѣлъ, касающ ихся школы, и при всякомъ дѣтей. Число лѣтъ, которыя дѣти будутъ прово
возмоленомъ случаѣ предоставлять имъ право рѣ-
дить на той* или другой ступени, молсетъ быть
шать эти дѣла. неодинаково: одни могутъ пройти данную ступень
В ъ среднемъ возрастѣ (съ 11 — і'2 лѣтъ) воз
скорѣе, другія модленнѣе. ДІрп дальпѣйшемъ
можны и постоянный самостоятельныя дѣтскія
излолсеніи плана учебныхъ занятій мы и будемъ
организаціи, въ родѣ клубовъ, крулсковъ и союзовъ
придерлсиваться этого дѣленія школы на три
и т. п. Ш кола должна всѣми силами содѣйство-
группы (или ступени): младшую, среднюю и
вать возникновенію и развитію этихъ организацій, старшую.
предоставляя въ ихъ распорялсеніе какъ самое
помѣщѳніе школы во все свободное отъ заиятій
время, такъ и всѣ свои учебио-воспитателыіыя У ч еб н ы й п л а н ъ .
средства. Всѣ эти дѣтскія организаціи доллсны Учебный планъ свободной школы прежде всего
быть вполнѣ свободны, какъ въ школѣ, такъ и
доллсенъ отличаться отъ обычныхъ плановъ сущ е
внѣ ея, они могутъ привлекать въ свою среду
ствующихъ учебныхъ заведеній отсутствіемъ ка
какъ школьныхъ товарищей, такъ и постороннихъ
кихъ бы то ни было твердо поставленныхъ. про-
дѣтей, а равно и взрослыхъ, какъ изъ числа