Page 12 - _Свободная_школа
P. 12

—  10  —
           все  ещ е  остается  за  сторонниками  стараго  уче-
 Ц ѣль  такой  школы  опредѣляется  современ-   нія,  за  противниками  идеи  свободнаго  воспитанія.
 нымъ  момеытомъ  въ  исторіи  развитія  идей  истин­  Н ельзя  сказать,  чтобы  ихъ  ученіе  сохранилось
 наго  воспитанія.  Задачи  воспитаиія  въ  разныя
           во  всей  своей  неприкосновенности.  Они  отступили
 времена  понимались  различно.  В ъ  древней  Тре­
           по  всему  фронту,  оии  постоянно  отступаютъ  пе­
 щ и  стремились  воспитать  изъ  ребенка  сильнаго,
           редъ  натискомъ  сторонниковъ  свободнаго  воспи-
 ловкаго,  мужественнаго  гражданина.  Частности
           танія,  уступая  имъ  въ  томъ  или  въ  другомъ  част-
 этой  задачи  мѣнялись  съ   вѣками,  но   всегда
 въ  основѣ  оставалась  идея  о  необходимости  сдѣ-   иомъ  воігросѣ.
              Но  пока  въ  ш колахъ  существуетъ  и  господ­
 лать  дѣтей  во  всѣхъ  отношеніяхъ  такими  же.
           ству етъ  система  принужденія,  каковы  бы  нп
 какими  являлись  лучш іе,  наиболѣе  уважаемые
            были  ея  орудія  и  формы,  свободной  школы  нѣтъ.
 современники  ихъ  родителей.  Свободная  ш кола не  можетъ  имѣть  ни  конкурс-
 П роснувш ееся  послѣ  эпохи  возрожденія  и  ре-
           ныхъ,  ни  какихъ  другихъ  экзаменовъ,  ни  на­
 формаціи  критическое  отношепіе  къ  современной   градъ,  ни  наказ аній,  ни  задаванія уроковъ  на домъ,
 дѣйствительиости  и  основамъ  общества  привело
            ни  обязательная)  но сѣщ енія классовъ, ни  аттеста-
 лучш іе  умы  къ  мысли  о  необходимости  сдѣлать
            товъ,  ни  дипломовъ,  дающихъ  какія  бы  то  ни-
 изъ  дѣтей  людей  болѣе  совершенныхъ,  чѣмъ  ихъ   было  права.  Пока  въ  школѣ  остается  хотя  бы
 родители,  воспитать  новую  породу  людей.  Но   одно  изъ  этихъ  средствъ  воспитательнаго  воз­
 сторонники  этого  новаго  воспитанія  понимали
            действия,  даваемое  ею  воспитаніе  не  свободно.
 каждый  ио-своему  и  очень  ранообразно.  Оии  со­
               Думать,  что  человѣку,  все  равно  взрослый  это
 здавали  себѣ  воображаемые  идеалы  человѣка  и   или  ребенокъ,  можетъ  быть  внушено  како е-н и ­
 старались  искусственно  поддѣлать  подъ  него  дѣт-   будь  убѣжденіе,  какая-нибудь  мысль  путемъ  на­
 скія  души.  Только  въ  Х У ІІІ  вѣкѣ  Руссо  ясно
            силия,'  такъ  же  безсмысленно,  какъ  считать  воз­
 и  опредѣленно  сталъ  на  другую  точку  зрѣнія:
            можнымъ  узнавать  отъ  обвиняемаго  истину  пу­
 опъ  полагалъ,  что  воспитаніе  должно  итти  со­
            темъ  пытки,  а,  между  тѣмъ,  были  цѣлыя  эпохи,
 гласно  съ  природой,  что  его  задача  содѣйствовать   когда самые  умные  люди  думали,  что  это  возможно.
 свободному  росту  и  развитію  естественныхъ  спо­  Мало  того:  зианіе,  внушенное  путемъ  насилія,  не
 собностей  и  стремленій  ребенка,  что  ребенокъ   будетъ  зианіемъ,  если  ученикъ  не  захочетъ  вос­
 долженъ  стать  самимъ  собою  и  ничѣмъ  другимъ.   принять  его,  'оно  не  будетъ  имѣть  никакой  цѣны
 И   съ  тѣхъ  поръ  это  ученіе  продолжало  разви­  и  можетъ  исчезнуть  изъ  его  головы  безслѣдно.
 ваться,  хотя  до  сихъ  поръ  нигдѣ  полностью  не   И зъ  всего  сказаннаго  ясно,  въ  чемъ  должна
 осуществлялось. Продолжателями  идеи Руссо были   заключаться  цѣль  обученія  и  воспитанія  въ  сво­
 Пееталоцци  и  Л.  Толстой.  бодной  школѣ.  Ц ѣль  эта  создать  для  дѣтеи
 Идея  воспитанія  идеальнаго  человѣка  и  идея   условія,  наиболѣе  благопріятствующія  развитію
 Руссо  ведутъ  второе  столѣтіе  непрерывную  борьбу   ихъ  природныхъ 'наклонностей  и  духовныхъ  стре-
 между  собою,  по,  къ  сожалѣнію,  поле  сраженія
   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17