Page 16 - _Свободная_школа
P. 16

—   15  —
 —   14  —
           родителей  и  недагоговъ,  такъ  и  изъ  постороннихъ
 могутъ  принимать  участіе  и  выборные  представи­
           школѣ  лицъ.
 тели  отъ  родителей  и  огь  дѣтей.  Кромѣ  того,
             Ж елательно  проведеніе  въ  ш колѣ  въ  учениче­
 засѣданія  этого  совѣта  должны  быть  широко  до­
           ской  средѣ  выборнаго  начала  для  исполненія
 ступны  какъ  каждому  родителю,  такъ  и  каждому
           разныхъ  обязанностей;  надо  предоставлять  дѣтямъ
 ученику  или  ученицѣ.  У  недагоговъ  не  доллшо
           не  только  выбирать  дежурпыхъ,  уполномочен-
 быть  и  не  молсетъ  быть  секретовъ  ни  отъ  тѣхъ   ныхъ,  старостъ,  ио  и  создавать  какія  угодно  дру-
 ни  отъ  другихъ,  потому  что,  гдѣ  есть  секретъ, тай­  гія  должности  и  обязанности  и  расиредѣлять  ихъ
 ный  сговоръ,  тамъ  уже  нѣтъ  свободныхъ  и  есте­  мелсду  собою  по  выборамъ  или  по  взаимному
 ственныхъ  отноніеніЙ,  тамъ  нѣтъ  иолнаго  довѣрія.
           соглашенію.
 Н аконецъ  по  отдѣльнымъ  вопросамъ  могутъ
             В ъ  виду  того,  что  всѣ  эти  новыя  начала  не
 устраиваться  совѣщ анія  родителей,  недагоговъ  и   могутъ  быть  привиты  въ  дѣтской  средѣ  сразу,  а
 дѣтей  извѣстиой  группы  или  отдѣленія,  вмѣетѣ
           также  въ  виду  разницы  вкусовъ  и  интересовъ
 или  отдѣльно. Они должны  быть  такъ  же  гласны  и
           дѣтей  въ  разномъ  возрастѣ,  возможно  предвари­
 доступны  не  только  всѣмъ,  имѣющимъ  какое-ни-
           тельное  дѣленіе  всей  школы  на  три  ступени  обу-
 будь  отношеніе  къ  школѣ,  ио  всѣмъ,  интересую­
           ченія  съ  такимъ  расчетомъ,  чтобы  дѣти  проходили
 щимся  ея  дѣлами.  Е щ е  важнѣе  созданіе  свобод­  каждую  изъ  этихъ  ступеней  въ  3  или  4  года.
 ныхъ  ученическихъ  организацій.  Въ  цѣляхъ  вос-
             Ступени  эти  будутъ  соотвѣтствовать  и нѣсколько
 нитанія  общественности   въ   дѣтяхъ  педагоги
           различнымъ  методамъ  обученія,  которые  доллсны
 доллсны  всѣми  мѣрами  заинтересовывать  ихъ  въ
           измѣняться  соответственно  возрасту  и  развитію
 рѣш еніи  дѣлъ, касающ ихся  школы,  и  при  всякомъ   дѣтей.  Число  лѣтъ,  которыя  дѣти  будутъ  прово­
 возмоленомъ  случаѣ  предоставлять  имъ  право  рѣ-
           дить  на  той*  или  другой  ступени,  молсетъ  быть
 шать  эти  дѣла.  неодинаково:  одни  могутъ  пройти  данную  ступень
 В ъ  среднемъ  возрастѣ  (съ  11  —  і'2  лѣтъ)  воз­
           скорѣе,  другія  модленнѣе.  ДІрп  дальпѣйшемъ
 можны  и  постоянный  самостоятельныя  дѣтскія
           излолсеніи  плана  учебныхъ  занятій  мы  и  будемъ
 организаціи,  въ  родѣ  клубовъ, крулсковъ  и  союзовъ
           придерлсиваться  этого  дѣленія  школы  на  три
 и  т.  п.  Ш кола  должна  всѣми  силами  содѣйство-
           группы  (или  ступени):  младшую,          среднюю     и
 вать  возникновенію  и  развитію  этихъ  организацій,   старшую.
 предоставляя  въ  ихъ  распорялсеніе  какъ  самое
 помѣщѳніе  школы  во  все  свободное  отъ  заиятій
 время,  такъ  и  всѣ  свои  учебио-воспитателыіыя   У ч еб н ы й   п л а н ъ .
 средства.  Всѣ  эти  дѣтскія  организаціи  доллсны   Учебный  планъ  свободной  школы  прежде  всего
 быть  вполнѣ  свободны,  какъ  въ  школѣ,  такъ  и
           доллсенъ  отличаться  отъ  обычныхъ  плановъ  сущ е­
 внѣ  ея,  они  могутъ  привлекать  въ  свою  среду
           ствующихъ  учебныхъ  заведеній  отсутствіемъ  ка­
 какъ  школьныхъ  товарищей, такъ  и  постороннихъ
           кихъ  бы  то  ни  было  твердо  поставленныхъ.  про-
 дѣтей,  а  равно  и  взрослыхъ,  какъ  изъ  числа
   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21