Page 19 - _Свободная_школа
P. 19
— 18 —
- 10 —
становлено вт, ихъ памяти при помощи тѣхъ, кто
помнить сообщенное тверже. Теперь, въ виду чеиіи могутъ быть уничтожены вовсе и заменены
живой связи этого знанія съ послѣдующимъ, ин самостоятельными практическими занятыми по
тересъ къ нему усилится, и оно будетъ воспри всемъ отраслямъ знаній.
нято лучше. Такая постановка дела будетъ соотвѣтствовать
Самый матеріалъ, сообщаемый ученикамъ на намеченнымъ выше задачамъ школы ^ и удовле
урокахъ и въ бесѣдахъ, долженъ выбираться по творять умственнымъ запросам!, дѣтей, развивая
степени его целесообразности и притомъ не только въ нихъ интересъ и привычку къ умственному
съ точки зрѣнія учащаго, но и съ точки зрѣнія труду, давая имъ возможность самостоятельно прі-
учениковъ. Пока они не увидали, не признали, обретать знанія.
ііе поняли, что это свѣдѣніе имъ нужно для чего- И все это не лишаетъ недагоговъ и руководи
нибудь дальнѣйшаго, болѣе интереснаго, безпо- телей школы возможности, на основанш знаком
лезно сообщать его на урокахъ. Зато учитель ства съ детскою природою и собственныхъ воз-
долженъ быть всегда готовъ отвѣчать на всѣ иро- зреній. создать программу предстоящих!, занятш
снувшіеся умственные запросы учениковъ, всегда въ школе. Они только не должны заоывать,
согласенъ перемѣнить тему бесѣды или урока по что эта программа необязательна ни для^ нихъ
первому ихъ желанію. ни для учениковъ и подлежитъ постоянной пере
Значеніе уроковъ съ учителемъ должно посте работке на основаніи жизни школы и занросовь
пенно и довольно быстро уменьшаться при пере учащихся. И каждый годъ, каждые полгода на оо-
ходе отъ младшихъ классовъ къ среднимъ и выс щихъ совѣіцаніяхъ педагоговъ будутъ соошцаться
шимъ. Въ младшихъ классахъ учителю надлежитъ эти поправки и складываться въ сокровищницу
дать въ руки учениковъ орудіе дальнѣйшаго са школьнаго опыта, входить въ программу возмож
мостоятельнаго пріобретенія знаній—уменіе читать ных!, и плодотворных!, занятій, значеше которыхъ
и писать (чтобы записывать свои мысли и на- будетъ выясняться такимъ образомъ на самомъ
блюденія) и уменіе наблюдать природу. опытѣ. . .
Онъ долженъ внушить ученикамъ интересъ къ Постараемся теперь набросать, хотя въ оощихъ
пользованію этими средствами и стремленіе къ чертахъ, планъ занятій младшаго отделенія школы.
самостоятельному иріобретенію при ихъ помощи Посмотрите на здороваго и развитого реоенка
дальнѣйшихъ знаній. Въ среднихъ классахъ за въ его домашней обстановке, ио сравненію съ
дача учителя сводится къ сообщенію техъ элемен- взрослыми,—это сама жизнь, сама деятельность.
тариыхъ сведеній, которыя необходимы для пони- Едва на минуту присядетъ онъ въ часъ, онъ всегда
манія науки и ознакомленія съ тѣми методами на ногахъ, всегда занять. Онъ не оставляетъ безъ
наблюденій и некоторыми опытами, безъ ко вниманія ничего окружаю щаго, его ноги всегда въ
торыхъ невозможно изученіе природы. Въ стар- движеніи, его руки заняты работой,—- вѣдь игра для
шихъ классахъ уроки въ современномъ ихъ зна- ребенка та лее работа, то же занятіе. Работа есть
произведете полезныхъ (т.-е. удовлетворяющих!,
2*