Page 19 - _Свободная_школа
P. 19

—   18  —
                                                                                                                     -   10  —
            становлено  вт,  ихъ  памяти  при  помощи  тѣхъ,  кто
            помнить  сообщенное  тверже.  Теперь,  въ  виду                                 чеиіи  могутъ  быть  уничтожены вовсе  и  заменены
            живой  связи  этого  знанія  съ  послѣдующимъ,  ин­                             самостоятельными  практическими  занятыми  по
            тересъ  къ  нему  усилится,  и  оно  будетъ  воспри­                            всемъ  отраслямъ  знаній.
            нято  лучше.                                                                       Такая  постановка  дела  будетъ  соотвѣтствовать
               Самый  матеріалъ,  сообщаемый  ученикамъ  на                                 намеченнымъ  выше  задачамъ  школы ^ и  удовле­
            урокахъ  и  въ  бесѣдахъ,  долженъ  выбираться  по                              творять  умственнымъ  запросам!,  дѣтей,  развивая
             степени его целесообразности и притомъ  не только                              въ  нихъ  интересъ  и  привычку  къ  умственному
             съ  точки  зрѣнія  учащаго,  но  и  съ  точки  зрѣнія                          труду,  давая  имъ  возможность самостоятельно прі-
             учениковъ.  Пока  они  не  увидали,  не  признали,                              обретать  знанія.
             ііе  поняли,  что  это  свѣдѣніе  имъ  нужно  для  чего-                          И   все  это  не  лишаетъ  недагоговъ  и  руководи­
             нибудь  дальнѣйшаго,  болѣе  интереснаго,  безпо-                               телей  школы  возможности,  на  основанш  знаком­
             лезно  сообщать  его  на  урокахъ.  Зато  учитель                               ства  съ  детскою  природою  и  собственныхъ  воз-
             долженъ  быть  всегда  готовъ  отвѣчать  на всѣ иро-                            зреній.  создать  программу  предстоящих!,  занятш
             снувшіеся  умственные  запросы  учениковъ,  всегда                              въ  школе.  Они  только  не  должны  заоывать,
             согласенъ  перемѣнить  тему  бесѣды  или  урока  по                             что  эта  программа  необязательна  ни  для^  нихъ
             первому  ихъ  желанію.                                                          ни  для  учениковъ  и  подлежитъ постоянной  пере­
               Значеніе  уроковъ  съ  учителемъ  должно  посте­                              работке  на  основаніи  жизни  школы  и  занросовь
             пенно  и  довольно  быстро  уменьшаться  при  пере­                             учащихся.  И  каждый  годъ,  каждые полгода  на  оо-
             ходе  отъ  младшихъ классовъ  къ  среднимъ и  выс­                              щихъ  совѣіцаніяхъ  педагоговъ  будутъ соошцаться
             шимъ.  Въ младшихъ  классахъ учителю надлежитъ                                  эти  поправки  и  складываться  въ  сокровищницу
             дать  въ  руки  учениковъ  орудіе  дальнѣйшаго  са­                             школьнаго  опыта,  входить  въ  программу  возмож­
             мостоятельнаго пріобретенія знаній—уменіе читать                                ных!,  и  плодотворных!, занятій, значеше которыхъ
             и  писать  (чтобы  записывать  свои  мысли  и  на-                              будетъ  выясняться  такимъ  образомъ  на  самомъ
             блюденія)  и  уменіе  наблюдать  природу.                                       опытѣ.                                .          .
                Онъ  долженъ  внушить  ученикамъ  интересъ  къ                                  Постараемся  теперь  набросать, хотя  въ  оощихъ
             пользованію  этими  средствами  и  стремленіе  къ                               чертахъ,  планъ  занятій  младшаго отделенія школы.
             самостоятельному  иріобретенію  при  ихъ  помощи                                   Посмотрите  на  здороваго  и  развитого  реоенка
             дальнѣйшихъ  знаній.  Въ  среднихъ  классахъ  за­                               въ  его  домашней  обстановке,  ио  сравненію  съ
             дача  учителя  сводится къ сообщенію техъ  элемен-                              взрослыми,—это  сама  жизнь,  сама  деятельность.
             тариыхъ  сведеній,  которыя необходимы  для пони-                               Едва на минуту  присядетъ онъ  въ  часъ,  онъ  всегда
             манія  науки  и  ознакомленія  съ  тѣми  методами                               на  ногахъ,  всегда  занять.  Онъ  не оставляетъ  безъ
              наблюденій  и  некоторыми  опытами,  безъ  ко­                                 вниманія  ничего окружаю щаго,  его  ноги  всегда  въ
              торыхъ  невозможно  изученіе  природы.  Въ  стар-                              движеніи, его руки заняты работой,—- вѣдь игра для
              шихъ  классахъ  уроки  въ  современномъ  ихъ  зна-                             ребенка  та  лее  работа,  то  же  занятіе.  Работа  есть
                                                                                              произведете  полезныхъ  (т.-е.  удовлетворяющих!,
                                                                                                                                                 2*
   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24