Page 11 - _Свободная_школа
P. 11

—  10  —
                                                                                          все  ещ е  остается  за  сторонниками  стараго  уче-
             Ц ѣль  такой  школы  опредѣляется  современ-                                 нія,  за  противниками  идеи  свободнаго  воспитанія.
           нымъ  момеытомъ  въ  исторіи  развитія  идей  истин­                              Н ельзя  сказать,  чтобы  ихъ  ученіе  сохранилось
           наго  воспитанія.  Задачи  воспитаиія  въ  разныя
                                                                                          во  всей  своей  неприкосновенности.  Они  отступили
           времена  понимались  различно.  В ъ  древней  Тре­
                                                                                          по  всему  фронту,  оии  постоянно  отступаютъ  пе­
           щ и  стремились  воспитать  изъ  ребенка  сильнаго,
                                                                                          редъ  натискомъ  сторонниковъ  свободнаго  воспи-
           ловкаго,  мужественнаго  гражданина.  Частности
                                                                                          танія,  уступая  имъ  въ  томъ  или  въ  другомъ  част-
           этой  задачи  мѣнялись  съ        вѣками,  но     всегда
           въ  основѣ  оставалась  идея  о  необходимости  сдѣ-                           иомъ  воігросѣ.
                                                                                             Но  пока  въ  ш колахъ  существуетъ  и  господ­
           лать  дѣтей  во  всѣхъ  отношеніяхъ  такими  же.
                                                                                           ству етъ  система  принужденія,  каковы  бы  нп
           какими  являлись  лучш іе,  наиболѣе  уважаемые
                                                                                           были  ея  орудія  и  формы,  свободной  школы  нѣтъ.
           современники  ихъ  родителей.                                                     Свободная  ш кола не  можетъ  имѣть  ни  конкурс-
              П роснувш ееся  послѣ  эпохи  возрожденія  и  ре-
                                                                                           ныхъ,  ни  какихъ  другихъ  экзаменовъ,  ни  на­
           формаціи  критическое  отношепіе  къ  современной                               градъ,  ни  наказ аній,  ни  задаванія уроковъ  на домъ,
           дѣйствительиости  и  основамъ  общества  привело
                                                                                           ни  обязательная)  но сѣщ енія классовъ, ни  аттеста-
           лучш іе  умы  къ  мысли  о  необходимости  сдѣлать
                                                                                           товъ,  ни  дипломовъ,  дающихъ  какія  бы  то  ни-
           изъ  дѣтей  людей  болѣе  совершенныхъ,  чѣмъ  ихъ                              было  права.  Пока  въ  школѣ  остается  хотя  бы
           родители,  воспитать  новую  породу  людей.  Но                                 одно  изъ  этихъ  средствъ  воспитательнаго  воз­
           сторонники  этого  новаго  воспитанія  понимали
                                                                                           действия,  даваемое  ею  воспитаніе  не  свободно.
           каждый  ио-своему  и  очень  ранообразно.  Оии  со­
                                                                                              Думать,  что  человѣку,  все  равно  взрослый  это
           здавали  себѣ  воображаемые  идеалы  человѣка  и                                или  ребенокъ,  можетъ  быть  внушено  какое-н и ­
           старались  искусственно  поддѣлать  подъ  него  дѣт-                            будь  убѣжденіе,  какая-нибудь  мысль  путемъ  на­
           скія  души.  Только  въ  Х У ІІІ  вѣкѣ  Руссо  ясно
                                                                                           силия,'  такъ  же  безсмысленно,  какъ  считать  воз­
           и  опредѣленно  сталъ  на  другую  точку  зрѣнія:
                                                                                           можнымъ  узнавать  отъ  обвиняемаго  истину  пу­
           опъ  полагалъ,  что  воспитаніе  должно  итти  со­
                                                                                           темъ  пытки,  а,  между  тѣмъ,  были  цѣлыя  эпохи,
           гласно  съ  природой,  что  его  задача  содѣйствовать                          когда самые  умные  люди  думали,  что  это  возможно.
           свободному  росту  и  развитію  естественныхъ  спо­                             Мало  того:  зианіе,  внушенное  путемъ  насилія,  не
           собностей  и  стремленій  ребенка,  что  ребенокъ                               будетъ  зианіемъ,  если  ученикъ  не  захочетъ  вос­
           долженъ  стать  самимъ  собою  и  ничѣмъ  другимъ.                              принять  его,  'оно  не  будетъ  имѣть  никакой  цѣны
           И   съ  тѣхъ  поръ  это  ученіе  продолжало  разви­                              и  можетъ  исчезнуть  изъ  его  головы  безслѣдно.
           ваться,  хотя  до  сихъ  поръ  нигдѣ  полностью  не                                И зъ  всего  сказаннаго  ясно,  въ  чемъ  должна
           осуществлялось. Продолжателями  идеи Руссо были                                  заключаться  цѣль  обученія  и  воспитанія  въ  сво­
           Пееталоцци  и  Л.  Толстой.                                                      бодной  школѣ.  Ц ѣль  эта  создать  для  дѣтеи
              Идея  воспитанія  идеальнаго  человѣка  и  идея                               условія,  наиболѣе  благопріятствующія  развитію
           Руссо  ведутъ  второе  столѣтіе  непрерывную  борьбу                             ихъ  природныхъ 'наклонностей  и  духовныхъ  стре-
           между  собою,  по,  къ  сожалѣнію,  поле  сраженія
   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16