Page 11 - _Свободная_школа
P. 11
— 10 —
все ещ е остается за сторонниками стараго уче-
Ц ѣль такой школы опредѣляется современ- нія, за противниками идеи свободнаго воспитанія.
нымъ момеытомъ въ исторіи развитія идей истин Н ельзя сказать, чтобы ихъ ученіе сохранилось
наго воспитанія. Задачи воспитаиія въ разныя
во всей своей неприкосновенности. Они отступили
времена понимались различно. В ъ древней Тре
по всему фронту, оии постоянно отступаютъ пе
щ и стремились воспитать изъ ребенка сильнаго,
редъ натискомъ сторонниковъ свободнаго воспи-
ловкаго, мужественнаго гражданина. Частности
танія, уступая имъ въ томъ или въ другомъ част-
этой задачи мѣнялись съ вѣками, но всегда
въ основѣ оставалась идея о необходимости сдѣ- иомъ воігросѣ.
Но пока въ ш колахъ существуетъ и господ
лать дѣтей во всѣхъ отношеніяхъ такими же.
ству етъ система принужденія, каковы бы нп
какими являлись лучш іе, наиболѣе уважаемые
были ея орудія и формы, свободной школы нѣтъ.
современники ихъ родителей. Свободная ш кола не можетъ имѣть ни конкурс-
П роснувш ееся послѣ эпохи возрожденія и ре-
ныхъ, ни какихъ другихъ экзаменовъ, ни на
формаціи критическое отношепіе къ современной градъ, ни наказ аній, ни задаванія уроковъ на домъ,
дѣйствительиости и основамъ общества привело
ни обязательная) но сѣщ енія классовъ, ни аттеста-
лучш іе умы къ мысли о необходимости сдѣлать
товъ, ни дипломовъ, дающихъ какія бы то ни-
изъ дѣтей людей болѣе совершенныхъ, чѣмъ ихъ было права. Пока въ школѣ остается хотя бы
родители, воспитать новую породу людей. Но одно изъ этихъ средствъ воспитательнаго воз
сторонники этого новаго воспитанія понимали
действия, даваемое ею воспитаніе не свободно.
каждый ио-своему и очень ранообразно. Оии со
Думать, что человѣку, все равно взрослый это
здавали себѣ воображаемые идеалы человѣка и или ребенокъ, можетъ быть внушено какое-н и
старались искусственно поддѣлать подъ него дѣт- будь убѣжденіе, какая-нибудь мысль путемъ на
скія души. Только въ Х У ІІІ вѣкѣ Руссо ясно
силия,' такъ же безсмысленно, какъ считать воз
и опредѣленно сталъ на другую точку зрѣнія:
можнымъ узнавать отъ обвиняемаго истину пу
опъ полагалъ, что воспитаніе должно итти со
темъ пытки, а, между тѣмъ, были цѣлыя эпохи,
гласно съ природой, что его задача содѣйствовать когда самые умные люди думали, что это возможно.
свободному росту и развитію естественныхъ спо Мало того: зианіе, внушенное путемъ насилія, не
собностей и стремленій ребенка, что ребенокъ будетъ зианіемъ, если ученикъ не захочетъ вос
долженъ стать самимъ собою и ничѣмъ другимъ. принять его, 'оно не будетъ имѣть никакой цѣны
И съ тѣхъ поръ это ученіе продолжало разви и можетъ исчезнуть изъ его головы безслѣдно.
ваться, хотя до сихъ поръ нигдѣ полностью не И зъ всего сказаннаго ясно, въ чемъ должна
осуществлялось. Продолжателями идеи Руссо были заключаться цѣль обученія и воспитанія въ сво
Пееталоцци и Л. Толстой. бодной школѣ. Ц ѣль эта создать для дѣтеи
Идея воспитанія идеальнаго человѣка и идея условія, наиболѣе благопріятствующія развитію
Руссо ведутъ второе столѣтіе непрерывную борьбу ихъ природныхъ 'наклонностей и духовныхъ стре-
между собою, по, къ сожалѣнію, поле сраженія