Page 6 - _Свободная_школа
P. 6

Но  когда  типъ  новой  школы,  школы   бли­  новенно  не  походятъ  на  школы  господствую щ ая
 ж а й ш ая   будущаго,   станетъ  господствую щ им^   въ  ихъ  время  типа;  большинству  современниковъ
 его идеальный  черты потеряютъ свою заманчивость;   оии  кажутся  странными,  смѣшными.  Но  исторія
 вмѣсто  идеальной  школы,  какою  рисуется  теперь   дѣла  народнаго  образованія  учитъ  насъ  относиться
 эта  пікола  ближ ай ш ая  будущаго,  она  будетъ  ре­  къ  такимъ  опытамъ  съ  особеннымъ  вниманіемъ.
 ально-будничною,  и  многіе  уже  не  будутъ  удовле­  Что  казалось  смѣшнымъ  и  иеисполнимымъ  вчера,
 творены  ею  и  станутъ  создавать  себѣ  новый   будетъ  иризнапо  завтра  и  здравымъ  и  исполни­
 идеалъ  школы,  вырабатывать  новыя  начала  вос-   мы мъ.
 питанія  и  обученія.  И   этотъ  идеалъ  болѣе  отда­  Подвинуть  иа  такіе  опыты  въ  школьномъ  дѣлѣ И
 л е н н а я   будущаго  уже  начинаетъ  вырисовываться   государство  или  хотя  значительную  часть  обще­
 сейчасъ,  тамъ,  впереди  той  новой  школы,  за  ко­  ства  не  легко.  Такія  школы  приходится  осуще­
 торую  русское  общество  и  передовые  педагоги   ствлять  на  свой  страхъ  и  рискъ  частнымъ  пред-
 борются  въ  настоящее  время.  Это  идеалъ  свобод­  принимателямъ.  Вотъ  почему  такъ  необходимо
 ной  школы,  свободной  не  только  отъ  внѣш нихъ   предоставленіе  иолнаго  простора  частной  ини-
 враждебныхъ  истинному  просвѣщеиію  вліяиій —   ціативѣ  въ  дѣлѣ  народнаго  образоьанія  и  вни­
 общественныхъ  и  адмннистративныхъ,  но  свобод-   мательное  отношѳніѳ  къ  ней  со  стороны  педа­
 і/  ной  по  своему  внутреннему  строю,  исключающему   гоговъ  и  образованная  общества.
 всѣ  признаки  принудительности  обученія.  Все  это  позволяетъ  намъ надѣяться на вниманіе
 В сякая  новая  педагогическая  идея  зарождается   всѣхъ, дорожащихъ  интересами  народнаго  просвѣ-
 обыкновенно   внѣ  непосредственной  связи  съ   щ енія  въ  Россіи,  къ  опыту  организаціи  школы
 практическою  дѣятелыюстыо въ школѣ.  Ш кольные   новаго  типа,  основные  принципы  которой  изла­
 учителя  слишкомъ  сживаются  съ  пріемами  своего   гаются  въ  настоящей  брошюрѣ  и  которую  учре­
 иреподаванія,  которые  для  нихъ  лучш е  новыхъ   дители  ея  называютъ  свободною  школою.
 уже  потому,  что  они  къ  нимъ  привыкли  и лучш е
 съ  ними  справляются.  Но  зародивш аяся  въ  умѣ
 философа  или  даже  нисателя-художника  новая
 педагогическая  идея  получаетъ  свое  полное  вы-
 раженіе  только  послѣ  того,  какъ  найдутся  пе­
 дагоги,  которые  попытаются  испробовать  ее  на
 дѣлѣ  въ  школѣ.  Ш колы  этихъ  педагоговъ  обык­
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11