Page 5 - _Свободная_школа
P. 5
Но когда типъ новой школы, школы бли новенно не походятъ на школы господствую щ ая
ж а й ш ая будущаго, станетъ господствую щ им^ въ ихъ время типа; большинству современниковъ
его идеальный черты потеряютъ свою заманчивость; оии кажутся странными, смѣшными. Но исторія
вмѣсто идеальной школы, какою рисуется теперь дѣла народнаго образованія учитъ насъ относиться
эта пікола ближ ай ш ая будущаго, она будетъ ре къ такимъ опытамъ съ особеннымъ вниманіемъ.
ально-будничною, и многіе уже не будутъ удовле Что казалось смѣшнымъ и иеисполнимымъ вчера,
творены ею и станутъ создавать себѣ новый будетъ иризнапо завтра и здравымъ и исполни
идеалъ школы, вырабатывать новыя начала вос- мы мъ.
питанія и обученія. И этотъ идеалъ болѣе отда Подвинуть иа такіе опыты въ школьномъ дѣлѣ И
л е н н а я будущаго уже начинаетъ вырисовываться государство или хотя значительную часть обще
сейчасъ, тамъ, впереди той новой школы, за ко ства не легко. Такія школы приходится осуще
торую русское общество и передовые педагоги ствлять на свой страхъ и рискъ частнымъ пред-
борются въ настоящее время. Это идеалъ свобод принимателямъ. Вотъ почему такъ необходимо
ной школы, свободной не только отъ внѣш нихъ предоставленіе иолнаго простора частной ини-
враждебныхъ истинному просвѣщеиію вліяиій — ціативѣ въ дѣлѣ народнаго образоьанія и вни
общественныхъ и адмннистративныхъ, но свобод- мательное отношѳніѳ къ ней со стороны педа
і/ ной по своему внутреннему строю, исключающему гоговъ и образованная общества.
всѣ признаки принудительности обученія. Все это позволяетъ намъ надѣяться на вниманіе
В сякая новая педагогическая идея зарождается всѣхъ, дорожащихъ интересами народнаго просвѣ-
обыкновенно внѣ непосредственной связи съ щ енія въ Россіи, къ опыту организаціи школы
практическою дѣятелыюстыо въ школѣ. Ш кольные новаго типа, основные принципы которой изла
учителя слишкомъ сживаются съ пріемами своего гаются въ настоящей брошюрѣ и которую учре
иреподаванія, которые для нихъ лучш е новыхъ дители ея называютъ свободною школою.
уже потому, что они къ нимъ привыкли и лучш е
съ ними справляются. Но зародивш аяся въ умѣ
философа или даже нисателя-художника новая
педагогическая идея получаетъ свое полное вы-
раженіе только послѣ того, какъ найдутся пе
дагоги, которые попытаются испробовать ее на
дѣлѣ въ школѣ. Ш колы этихъ педагоговъ обык