Page 5 - _Свободная_школа
P. 5

Но  когда  типъ  новой  школы,  школы            бли­                      новенно  не  походятъ  на  школы  господствую щ ая
             ж а й ш ая   будущаго,   станетъ  господствую щ им^                          въ  ихъ  время  типа;  большинству  современниковъ
             его идеальный  черты потеряютъ свою заманчивость;                            оии  кажутся  странными,  смѣшными.  Но  исторія
             вмѣсто  идеальной  школы,  какою  рисуется  теперь                           дѣла  народнаго  образованія  учитъ  насъ  относиться
             эта  пікола  ближ ай ш ая  будущаго,  она  будетъ  ре­                       къ  такимъ  опытамъ  съ  особеннымъ  вниманіемъ.
             ально-будничною,  и  многіе  уже  не  будутъ  удовле­                        Что  казалось  смѣшнымъ  и  иеисполнимымъ  вчера,
             творены  ею  и  станутъ  создавать  себѣ  новый                              будетъ  иризнапо  завтра  и  здравымъ  и  исполни­
             идеалъ  школы,  вырабатывать  новыя  начала  вос-                            мы мъ.
             питанія  и  обученія.  И   этотъ  идеалъ  болѣе  отда­                         Подвинуть  иа  такіе  опыты  въ  школьномъ  дѣлѣ И
             л е н н а я   будущаго  уже  начинаетъ  вырисовываться                       государство  или  хотя  значительную  часть  обще­
             сейчасъ,  тамъ,  впереди  той  новой  школы,  за  ко­                        ства  не  легко.  Такія  школы  приходится  осуще­
             торую  русское  общество  и  передовые  педагоги                             ствлять  на  свой  страхъ  и  рискъ  частнымъ  пред-
             борются  въ  настоящее  время.  Это  идеалъ  свобод­                         принимателямъ.  Вотъ  почему  такъ  необходимо
             ной  школы,  свободной  не  только  отъ  внѣш нихъ                          предоставленіе  иолнаго  простора  частной  ини-
             враждебныхъ  истинному  просвѣщеиію  вліяиій —                               ціативѣ  въ  дѣлѣ  народнаго  образоьанія  и  вни­
             общественныхъ  и  адмннистративныхъ,  но  свобод-                           мательное  отношѳніѳ  къ  ней  со  стороны  педа­
           і/  ной  по  своему  внутреннему  строю,  исключающему                        гоговъ  и  образованная  общества.
             всѣ  признаки  принудительности  обученія.                                     Все  это  позволяетъ  намъ надѣяться на вниманіе
               В сякая  новая  педагогическая  идея  зарождается                         всѣхъ, дорожащихъ  интересами  народнаго  просвѣ-
             обыкновенно     внѣ  непосредственной  связи  съ                            щ енія  въ  Россіи,  къ  опыту  организаціи  школы
             практическою  дѣятелыюстыо въ школѣ.  Ш кольные                             новаго  типа,  основные  принципы  которой  изла­
             учителя  слишкомъ  сживаются  съ  пріемами  своего                          гаются  въ  настоящей  брошюрѣ  и  которую  учре­
             иреподаванія,  которые  для  нихъ  лучш е  новыхъ                           дители  ея  называютъ  свободною  школою.
             уже  потому,  что  они  къ  нимъ  привыкли  и лучш е
             съ  ними  справляются.  Но  зародивш аяся  въ  умѣ
             философа  или  даже  нисателя-художника  новая
             педагогическая  идея  получаетъ  свое  полное  вы-
             раженіе  только  послѣ  того,  какъ  найдутся  пе­
             дагоги,  которые  попытаются  испробовать  ее  на
             дѣлѣ  въ  школѣ.  Ш колы  этихъ  педагоговъ  обык­
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10