Page 9 - _Свободная_школа
P. 9

освободить  не  только  воспитанниковъ  отъ  всѢхъ
           страхъ  передъ  общественнымъ  мнѣніемъ.  Только
                                                                                          видовъ  воспитательно-образовательныхъ  притѣс-
           свободное  воспитаніе  человѣческой          душ и   съ
                                                                                         неній  и  насилій,  но  и  воспитателя  отъ  слѣ-
           самаго   дѣтства  можетъ      создать    истинно-сво­
                                                                                         пой  покорности  предвзятой  идеѣ  и  отъ  боязни
           бодныхъ  людей.                                                                слишкомъ  сильно  проявить  себя  по  отношение
              К акъ  свобода  гражданская  и  политическая  не
                                                                                          къ  дѣтямъ,  необходимо  признать  и  за нимъ  право
           предполагаетъ  вовсе прекращ енія всѣхъ отношеній                              свободнаго  проявленія  своей  личности  по  отно-
           между  людьми  и  всегда  и  вездѣ  опредѣляется
                                                                                          шенію  къ  его  питомцамъ.
           извѣстными  границами,  за  которыми  дальнѣйш ее
                                                                                            Ошибаются  тѣ,  которые  говорятъ,  что  воспи­
           развитіе  личной  свободы  становится  уже  иару-                             татель  не  долженъ вмѣишваться въ жизнь ребенка.
           ш еніемь  свободы  другого  человѣка,  такъ  и  истин­                         Ребеиокъ  не  можетъ  жить  одинъ,  безъ          того,
           ная  свобода  воспитанія  не  предполагаетъ  полнаго
                                                                                          чтобы  въ  его  жизнь  не  вмѣшивались его  близкіе,
           прекращ енія  взаимныхъ  вліяній  между  старшими                              родные,  прислуга,  товарищ и,  знакомые.  В сѣ  они
           и  младшими  поколѣиіями,  между  воспитателемъ
                                                                                          нри  этомъ  сохраняютъ  право  высказывать  свои
           и  воспитанникомъ.  Только  изъ  этого  воспитанія
                                                                                          мысли  и  чувства  и  стараются  убѣдить  ребенка
           должно  быть  исключено  все,  что имѣетъ характеръ                            въ  чемъ-нибудь,  привлечь  его  къ  чему-нибудь.
           физическаго  или  нравственнаго  насилія.
                                                                                          Почему  же  только  воспитатели  должны           быть
              Всѣ  люди,  какъ  взрослые,  такъ  и  дѣти,  живя
                                                                                          лишены  этого  естественнаго  права?
           вмѣстѣ,  постоянно  оказываютъ  то  или  другое                                  А  разъ  мы  призиаемъ  за  ними  право  вліять
           вліяніе  другъ  на  друга.  Дѣти jiacTO  гораздо болѣе
                                                                                          на  ребенка,  то  мы  должны  признать  и  право
           вліяютъ  на  своихъ  товарищ ей,  чѣмъ  взрослые
                                                                                          планомѣрнаго  на  него  воздѣйствія,      право  соста­
           ихъ  родители  или  воспитатели.  Мало  того,  часто
                                                                                          влять  себѣ  планъ  воспитательной  дѣятельности.
           вліяніе  ребенка  на его -родныхъ сильнѣе обратнаю
                                                                                            И   это  признаніе  приводитъ  насъ  сейчасъ  лее
           ихъ  вліянія.                                                                  къ  очень  простой  и  ясной  задачѣ— къ  организаціи
              Въ  такихъ  случаяхъ  о  какомъ-нибудь  иасиліи
                                                                                          свободной  школы,  но  все-таки  «школы»,  т .-е .
           не  можетъ  быть  и  рѣчи.  Вотъ  такое  вліяніе  и
                                                                                          учрежденія,  имѣющаго  свои  строго  опредѣлеиныя
           должно  быть  выдѣлено  и  положено  въ  основу                                формы,  свои  задачи  и  планъ  своей  дѣятель-
           свободнаго  воспитанія.  Такимъ  воспитаніемъ  мо­
                                                                                          ности.
           лсетъ  называться  только  свободное  взаимодѣйствіе
                                                                                            Только  при  этихъ  условіяхъ  возможна  ' работа
           воспитателя  и  воспитанниковъ,  нри  чемъ  без­
                                                                                          воспитателей  въ  обычныхъ  формахъ,  опредѣляе-
           условно  важно  сохранить  эту  свободу  какъ  за  той,
                                                                                          мыхъ  извѣстнымъ  числомъ  часовъ,  за  извѣстную
           такъ  и  за  другой  стороной.  Рабство  и  угн етете
                                                                                          плату,  возмолшо  необходимое  при  иынѣшнемъ
           вредно  дѣйствуетъ  и  дѣйствовало  не  только  на
                                                                                          экономическомъ  строѣ  раздѣленіе  труда  по  вос-
           угнетаемыхъ,  ио  и  иа  угнетателей.  Положеніе
                                                                                          питанію  дѣтей  мелсду  родителями  и  воспитате­
           господъ,  начальниковъ,  связываетъ  и  искажаетъ
                                                                                          лями.
           ихъ  собственную  духовную  жизнь.  Необходимо
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14