Page 87 - 000199_000009_003613470
P. 87

В.  Н.  ТАТИЩЕВЪ.                  75

     иногда далеко:  таково свойство всякой борьбы;  но ни Петръ,
     ни Татищевъ    не  были тѣмъ,   что  можно   было-бы  назвать
     вольнодумцами 1). Проникнутыя глубокимъ   и крѣпкимъ чувст-
     вомъ религіознымъ,  нервыя страницы «Духовной»      говорятъ,
     кажется,  ясно  сами за себя,  и  имъ  не противорѣчитъ  ничто
     въ дальнѣйшей умственной дѣятельности Татищева. Какъ       въ
     «Разговорѣ» 1733 г., такъ и въ  < Духовной» 1740  г. онъ равно
     требуетъ изученія  закона  Божія  отъ  частнаго и обществен-
     наго воспитанія. Требуя   отъ  сына,  чтобы  онъ  отъ  юности
     до старости поучался   въ вѣрѣ   и прилежалъ   познать  волю
     Творца,  «зане  опое просвѣтитъ   умъ твой,  наставить тя  на
     путь правый,  есть единый свѣтъ   стезямъ нашимъ   и премуд-
     рость дрожайшая паче злата и серебра и каменія драгоцѣнна»,
     Татищевъ   указываетъ  сыну  па необходимость изучать    свя-
     щенное писаніе,   творенія  св.  отцовъ,  «между  которыми у
     меня Златоустаго первое мѣсто имѣютъ » ; сверхъ того совѣтуетъ
     читать Ѳеофаново    «Истолкованіе  десяти заповѣдей   и  бла-
     женствъ» )   и «Юности честния зерцало» 3).   Эта послѣдняя
     книга, которую Татищевърекомендуетъкакъ лучшее нравоученіе,
     заключаетъ  въ себѣ, рядомъ съ наставленіями нравственными,
     и правила общежитія, доходящія иногда до   наивныхъ подроб-
     ностей (о   томъ  какъ  сморкаться,  кашлять  и  т. п.)  и  сви-
     дѣтельствуетъ  о томъ,  чему  въ XVIII в. нужно было учить

     не  въ одной Россіи,  ибо  книга несомнѣнно    переведена съ
     нѣмецкаго,  хотя  подлинника и  не найдено.   Послѣ изученія
     книгъ православныхъ, Татищевъ совѣтуетъ сыну читать     книги
     иповѣрныя.   «Если  ты  подлинно  ихъ основаній  и  толковъ не-
     знаешь,  — говорилъ  онъ,  — то  легко обмануться можешь,   а

         ') Къмногпмъ прпчинамЪ; заставлявшпмъ Татищева сыотрѣть  не благо-
     склонно  на духовенство,  каковы,  напр., борьба съ  петровскими  стремле-
     ніями, владѣиіе  ииуществами,  не  всегда  чистая  жизнь, отсутствіе образо-
     ванія и т  и. прибавляется личная причина:  снять  жены  его  съ извѣстнымъ
     Рѣшиловымъ.
         2 j Настоящее  яазваніе  книги:  «Первое ученіе  отрокоыь> (.Наука  н
     литер.» II, № 499).
         3 ) Тамъ же,  № 339.
   82   83   84   85   86   87   88   89   90   91   92