Page 87 - 000199_000009_003613470
P. 87
В. Н. ТАТИЩЕВЪ. 75
иногда далеко: таково свойство всякой борьбы; но ни Петръ,
ни Татищевъ не были тѣмъ, что можно было-бы назвать
вольнодумцами 1). Проникнутыя глубокимъ и крѣпкимъ чувст-
вомъ религіознымъ, нервыя страницы «Духовной» говорятъ,
кажется, ясно сами за себя, и имъ не противорѣчитъ ничто
въ дальнѣйшей умственной дѣятельности Татищева. Какъ въ
«Разговорѣ» 1733 г., такъ и въ < Духовной» 1740 г. онъ равно
требуетъ изученія закона Божія отъ частнаго и обществен-
наго воспитанія. Требуя отъ сына, чтобы онъ отъ юности
до старости поучался въ вѣрѣ и прилежалъ познать волю
Творца, «зане опое просвѣтитъ умъ твой, наставить тя на
путь правый, есть единый свѣтъ стезямъ нашимъ и премуд-
рость дрожайшая паче злата и серебра и каменія драгоцѣнна»,
Татищевъ указываетъ сыну па необходимость изучать свя-
щенное писаніе, творенія св. отцовъ, «между которыми у
меня Златоустаго первое мѣсто имѣютъ » ; сверхъ того совѣтуетъ
читать Ѳеофаново «Истолкованіе десяти заповѣдей и бла-
женствъ» ) и «Юности честния зерцало» 3). Эта послѣдняя
книга, которую Татищевърекомендуетъкакъ лучшее нравоученіе,
заключаетъ въ себѣ, рядомъ съ наставленіями нравственными,
и правила общежитія, доходящія иногда до наивныхъ подроб-
ностей (о томъ какъ сморкаться, кашлять и т. п.) и сви-
дѣтельствуетъ о томъ, чему въ XVIII в. нужно было учить
не въ одной Россіи, ибо книга несомнѣнно переведена съ
нѣмецкаго, хотя подлинника и не найдено. Послѣ изученія
книгъ православныхъ, Татищевъ совѣтуетъ сыну читать книги
иповѣрныя. «Если ты подлинно ихъ основаній и толковъ не-
знаешь, — говорилъ онъ, — то легко обмануться можешь, а
') Къмногпмъ прпчинамЪ; заставлявшпмъ Татищева сыотрѣть не благо-
склонно на духовенство, каковы, напр., борьба съ петровскими стремле-
ніями, владѣиіе ииуществами, не всегда чистая жизнь, отсутствіе образо-
ванія и т и. прибавляется личная причина: снять жены его съ извѣстнымъ
Рѣшиловымъ.
2 j Настоящее яазваніе книги: «Первое ученіе отрокоыь> (.Наука н
литер.» II, № 499).
3 ) Тамъ же, № 339.