Page 86 - 000199_000009_003613470
P. 86

74                     В.  Н.  ТАТИІЦЕВЪ.
    ное воззрѣніе  на  свои вѣрованія  объясняетъ  такимъ образомъ:
    «Я  хотя  о Богѣ  и правости  Божественнаго   закона  никогда
    сомнѣнія  не имѣ.іъ,  ниже  о  томъ  съ кѣмъ  въ разговоръ  или
    пренія вступалъ;  но потому,  что  я нѣкогда  о убыткахъ   за-
    конами  человѣческими  въ тягость  положенныхъ говоривалъ,  отъ
    несмысленныхъ   и безразсудныхъ, невѣдущихъ   Божьяго  закона
    и  токмо  человѣческіе  уставы противо  заповѣданія  Христова
    чтущихъ,  не  токмо  за еретика,  но  за  безбожника  почитанъ
    и  не  мало  невиннаго   поношенія  и  бѣдъ  претерпѣлъ»   1).
    Едва-ли  это  не  самое лучшее  объясненіе  такъ  называемаго
    вольнодумства Татищева, ибо  во всѣхъ  его сочиненіяхъ едва-ли
           найти примѣръ    сомнѣнія     истинахъ христіанства,
    можно                            въ                         а
    постоянныя  его ссылки на различныя  книги священнаго писанія
    свидѣтельствуютъ   о  близкомъ  его  знакомствѣ  съ  библіею.
    Конечно  онъ  самъ говорить,  что  человѣкъ  въ старости,  или
    подъ  вліяніемъ  горя  и болѣзней,  получаетъ  болѣе  религіоз-
    ное настроеніе,  чѣмъ  въ молодости,  когда  не думаетъ  о ре-
    лигіи  2);  но  изъ  этого общаго  факта,  и при  томъ  отмѣчен-
    наго  въ духѣ покаянія,  нельзя выводить  того, чтобы Татищевъ
    только  въ эпоху составленія духовной  обратился  къ религіи.
    Совершенно   напротивъ:  мы  видимъ,  что  и  въ «Разговорѣ  о
    пользѣ наукъ»,  писанпомъ  за семь лѣтъдо  « Духовной»  , и послѣ
    написанія   «Духовной»,   въ  «Исторіи»  и  въ  личныхъ  раз-
    говорахъ  Татищевъ    отдѣлялъ  религію  отъ  суевѣрія  и  по-
    стоянно  неблагосклонно  относился  къ духовенству,  въ чемъ  —
    какъ  'и  во  многомъ  другомъ  — онъ  оставался вѣрныыъ  учени-
    комъ Петра   В.,  нелюбившимъ    «болыпихъ   бородъ,  которыя
    нынѣ   по  тунеядству  своему  не  въ  авантажѣ  обрѣтаются».
    И Петръ    и  Татищевъ  въ борьбѣ    съ суевѣріемъ   заходили



         «-Духовная  > 15. Вп] отемъ,  главное  обвиненіе  щ отивъ  Татищева  со
    стороны  духовенства  состояло  въ  томъ,  что  онъ  пнсалъ  подъ  вліяніемъ
    протестантскпхъ  идей;  такое  ынѣніе  высказывалъ  въ натадѣ XIX  в. архі-
    еписконъ  тверской  Меѳодій  въ  своей  исторл  церкви (Исторія  Росс.  Ака-
    деміп, I, 243).
       2j «Духовная-  1—2.
   81   82   83   84   85   86   87   88   89   90   91