Page 84 - 000199_000009_003613470
P. 84

72                      в.  н.  татищевъ.

        «Духовная» Татищева принадлежнтъ къ обширному раз-
   ряду сочипеній, любимому    въ средневѣковыхъ    литературахъ,
   типическимъ представител(імъ    котораго  служитъ   извѣстный
    «Домострой». Еще недавно велся у     насъ сноръ   о томъ, что
   такое «Домострой»   —произведете ли     это одного  лица,  или
   выраженіе   цѣлаго общественнаго строя, цѣлостнаго взгляда
   на жизнь   и житейскія  отношенія?   Въ настоящее время    по-
   добный   споръ  становится невозможнымъ, ибо уже извѣстны
   болѣе   старые  списки и указаны   точки соприкосновенія   на-
   шего «Домостроя» съ домостроями другихъ литературъ. Произ-
   веденія  этого рода   по большей   части имѣютъ   одну общую
   форму:  отецъ сообщаете сыну плоды своего житейскаго опыта
   и указываете ему,   какъ  онъ долженъ   жить.  Конечно,  очень
    часто это  только удобная форма,   ибо авторъ, предлагая со-
   вѣты  на разные случаи,    имѣетъ  вт. виду  не одного  только
    сына. Такъ, напр , Татищевъ  въ своей «Духовной»    пишете о
    тѣхъ книгахъ,  по которымъ   начинается ученіе,  а между тѣмъ
    сынъ  его  уже былъ   тогда взрослый;   мы видѣли   его  дѣй-
    ствующимъ   во время оренбургской экспедиціи.   Такимъ обра-
    зомъ,  книга подобнаго содержанія     назначалась   для болѣе
    широкаго   распрострапеішц   она  не  была  писана   исключи-
    тельно  только  для  близкихъ   людей,  и   дѣйствительно  мы
    знаемъ,  что такія  книги охотно читались, распространяясь въ
    рукописяхъ, Вспомнимъ, что    мы имѣемъ довольно много спи-
    сковъ «Домостроя», да и самая «Духовная» Татищева извѣстна
    до  сихъ поръ  въ рукописяхъ.  Но между домостроями средне-
    вѣковыми   и домостроями ХУПІ     в.  есть одна  существенная
    разница: — люди средневѣковые    являются   по большей  части
    крѣпкими  стоятелями за обычай;   въ ХѴІП в. обычай    пошат-
    нулся, поколебался;  является  личное разсужденіе, личный ха-
    рактеру   личное образованіе,   тогда  какъ прежде   на  всемъ
    лежала  печать общаго    для  всѣхъ  людей порядочныхъ      и
    чинныхъ образованія.    Отъ первой   половины ХУІП   в. дошли
    до  насъ  два сочиненія  этого рода,  сравненіе  между   кото-
    рыми   можете   быть  очень  любопытно.  Въ первыхъ    годахъ
   79   80   81   82   83   84   85   86   87   88   89