Page 84 - 000199_000009_003613470
P. 84
72 в. н. татищевъ.
«Духовная» Татищева принадлежнтъ къ обширному раз-
ряду сочипеній, любимому въ средневѣковыхъ литературахъ,
типическимъ представител(імъ котораго служитъ извѣстный
«Домострой». Еще недавно велся у насъ сноръ о томъ, что
такое «Домострой» —произведете ли это одного лица, или
выраженіе цѣлаго общественнаго строя, цѣлостнаго взгляда
на жизнь и житейскія отношенія? Въ настоящее время по-
добный споръ становится невозможнымъ, ибо уже извѣстны
болѣе старые списки и указаны точки соприкосновенія на-
шего «Домостроя» съ домостроями другихъ литературъ. Произ-
веденія этого рода по большей части имѣютъ одну общую
форму: отецъ сообщаете сыну плоды своего житейскаго опыта
и указываете ему, какъ онъ долженъ жить. Конечно, очень
часто это только удобная форма, ибо авторъ, предлагая со-
вѣты на разные случаи, имѣетъ вт. виду не одного только
сына. Такъ, напр , Татищевъ въ своей «Духовной» пишете о
тѣхъ книгахъ, по которымъ начинается ученіе, а между тѣмъ
сынъ его уже былъ тогда взрослый; мы видѣли его дѣй-
ствующимъ во время оренбургской экспедиціи. Такимъ обра-
зомъ, книга подобнаго содержанія назначалась для болѣе
широкаго распрострапеішц она не была писана исключи-
тельно только для близкихъ людей, и дѣйствительно мы
знаемъ, что такія книги охотно читались, распространяясь въ
рукописяхъ, Вспомнимъ, что мы имѣемъ довольно много спи-
сковъ «Домостроя», да и самая «Духовная» Татищева извѣстна
до сихъ поръ въ рукописяхъ. Но между домостроями средне-
вѣковыми и домостроями ХУПІ в. есть одна существенная
разница: — люди средневѣковые являются по большей части
крѣпкими стоятелями за обычай; въ ХѴІП в. обычай пошат-
нулся, поколебался; является личное разсужденіе, личный ха-
рактеру личное образованіе, тогда какъ прежде на всемъ
лежала печать общаго для всѣхъ людей порядочныхъ и
чинныхъ образованія. Отъ первой половины ХУІП в. дошли
до насъ два сочиненія этого рода, сравненіе между кото-
рыми можете быть очень любопытно. Въ первыхъ годахъ