Page 88 - 000199_000009_003613470
P. 88

76                      В.  Н.  ТАТШЦЕВЪ.

   особливо   отъ  папистовъ,  яко  весьма  въ  томъ коварныхъ».
   Указывая сыну    па необходимость изучать чужія     вѣрованія,
   Татищевъ тѣмъ    не менѣе нредішсываетъ ему никогда не мѣ-
   нять вѣри,  хотя бы   «нѣкоторыя погрѣшности      и  неисправ-
   ности  или  излишнее   въ  своей  церкви быть   возмнилъ   ибо
   никто безъ нарушенія    чести того учинить   не можетъ »  .  Опа-
   сеніемъ,  чтобы  сыт.   не перемѣнилъ    вѣры,  увлекшись  по-
   верхностнымъ сомнѣніемъ,     объясняется  и  совѣтъ  Татищева
   сыну  читать прологи   п житія  святыхъ только послѣ  тщатель-
   наго нзученія  священнаго писанія:   «въ нихъ многія гисторіи
   въ истинѣ   бытія  кажется оскудѣваютъ   и неразсуднымъ соб-
   лазны  къ  сомнительству о всѣхъ    въ  нихъ  положепныхъ по-
                   «Однако жъ — заключаетъ Татищевъ— тѣмъ
    дать могутъ» .                                             не
    огорчевайся,  но разумѣвай,  что  все  оное  къ біагоуханному
    наставленію предписано, и тщися подражати дѣламъ     ихъ бла-

    гимъ »  .
       Покровскаго   села крестьянинъ Иванъ Посошковъ,     водив-
    шійся  въ  молодости своей съ монахами 1)  и,  быть можетъ, въ
    монастырѣ научивіпійся грамотѣ,   во  всякомъ случаѣ   возрос-
    шій и воспитанный на произведеніяхъ старорусской духовной
    литературы, представляетъ образедъ    инаго проявленія   рели-
    гіознаго чувства. Вѣра   его  сопровождается полнѣйшею     не-
    терпимостью: сочувственно одобряя    сожженіе  раскольниковъ,
    онъ прибавляетъ:   «и буде  кости  ихъ останутся, то, разбивъ
    ихъ,  паки сожжечь,   чтобы  въ  пепелъ претворились,  и  тотъ
    пепелъ въ  помета   человѣчь  взмѣсить  или  въ непроходимое
    болото развѣять»,   чтобы   ученики  не  могли собрать   этихъ
    костей. Жечь раскольниковъ    онъ  считаетъ нужлымъ, потому
    что  «совершенные богохульцы    никогда на совершенное по-
    каяніе обратиться  не могутъ,   понеже  отъ  таковыхъ   благо-
    дать Божія   отъемлется и владѣетъ  ими діаволъ». Посошковъ
    обращаетъ усиленное вниманіе    на внѣшнюю обрядовую      сто-
    рону религіи  и вопросу о молитвѣ посвящаетъ большую главу


        1 ) «Истор  Россш>  С. М. Соловьева,  XIY,  242.
   83   84   85   86   87   88   89   90   91   92   93