Page 91 - 000199_000009_003613470
P. 91
В. Н. ТАТИЩЕВЪ. 79
вѣдѣнія содержать, обоихъ вымыселъ единъ, ибо папы, кромѣ
латинскаго языка книгъ законныхъ печатать и кромѣ духов-
ныхъ (что съ тяжкою присягою) богословія учить не допущаютъ.
Равно у калмыковъ богослуженіе на одномъ тангутскомъ
языкѣ отправляется, котораго — я совершенно знаю— во всемъ
калмыцкомъ народѣ изъ духовныхъ едва 3 или 4 знающихъ
сыщется, а прочіе научены токмо читать; не духовному же и
книгу церковную въ руки взять въ грѣхъ поставляютъ» 1).
Таково воззрѣніе Татищева па католицизмъ, вполнѣ связан-
ное со всѣмъ строемъ его религіозныхъ воззрѣніи. '
За поученіемъ въ вѣрѣ у обоихъ авторовъ слѣдуетъ указа-
ніе на то, какимъ наукамъ должно учиться. Татищевъ гово-
рить: «Весьма нужно тебѣ поучитися и въ свѣтскихъ нау-
кахъ, въ которыхъ нужнѣйшее право и складно писать, за
тѣмъ ариѳметика, геометрія, артилерія и фортификація, и
прочія части математики, такожде нѣмецкій языкъ». Затѣмъ
совѣтуетъ изучать исторію и географію Россіи и указываетъ
на собранные имъ матеріалы. Въ заключеніе прибавляетъ:
«необходимо нужно есть знать законы гражданскіе и воин-
скіе своего отечества, и для того конечно во младости на-
добно тебѣ Уложенье и Артикулы воинскіе, сухопутные и
морскіе, не одново, а нѣкогда, и печатные указы прочитать,
дабы какъ скоро къ какому дѣлу опредѣлигаься, могъ силу
надлежащихъ къ тому законовъ разумѣть; наипаче же объ
ономъ, по причинѣ собственныхъ своихъ и постороннихъ
дѣлъ, съ искусными людьми разговаривать, и порядкамъ, якоже
и толкованію законовъ, не меньше же и коварства ябедни-
ческія познавать, а не дѣлать, научиться должно, что тебѣ
къ немалому счастію послужить». Планъ чисто практическій:
') ЕаЕЪ знатокъ русской псторііг, Татпщевъ оговаривается, чтобы не
почлп его мнѣніе ыестію за вредъ сдѣданнып латинянами православію.
Ингересенъ какъ образчикъ любознательности Татищева сообщаемый шіъ
здѣсь же фактъ: .Особую книжку: Ѣзда Кутухты Ламы въ рай п муку на
калмыцкоыъ языкѣ, чрезъ нскуснаго переводчика доставь, императорской
академіп отдалъ>.