Page 94 - 000199_000009_003613470
P. 94

82                     В.  Н.  ТАТИЩЕВ!).

   нію  —  и татарскій,  а другихъ губерній  — сарматскіе (т.  е.
   финскіе)  языки нужны.   Затѣмъ   сосѣднихъ   государствъ;  ки-
   тайскій, мунгальскій  и турецкій  не  токмо тѣмъ,  которые мо-
   гутъ  тамо быть,  но  и  для пріобрѣтенія  находящихся у нихъ
   собственныхъ наукъ    и  знанія  ихъ исторій  не безполезны».
   Такимъ образомъ     татищевская теорія    образованія  вііолнѣ
   совнадаетъ съ подмѣченнымъ     М. Ф. Владимірскимъ-Будано-
   вымъ   стремленіемъ   первой  половины   ХУІ1І вѣка   всякому
   сословію  дать отдѣльное ему свойственное образованіе, стрем-
   леніемъ, коренящимся    въ необходимыхъ потребностяхъ,    соз-
   данныхъ реформою Петра,     и  давшимъ   у  насъ  начало про-
   фессіональнымъ,   сословнымъ   школамъ.   Нѣтъ   никакого  со-
   мнѣнія  въ томъ,   что гуманитарное образованіе, не имѣющее
   въ виду  никакихъ практическихъ цѣлей, теоретически самая
   высокая форма образованія.    Можно    спорить только  о томъ,
   что  положить  въ основу такому гуманитарному образованію.
   Но несомнѣнно    также  и  то,  что  въ петровское время такому
   вопросу   не было   никакого  мѣста.  Петръ   засталъ  у  насъ
   только одну — и  то  плохо еще прививавшуюся — форму обра-
   зованія:  схоластическое ученіе,  представляющее испорченный
    классицизмъ. Оставить это образованіе,   только порождавшее
    гордость  мнимымъ знаніемъ,   Петръ не  могъ:  онъ  сталъ за-
    водить практическія  школы,   и  къ этой-то  мысли Петра въ
    ея основѣ  - въ необходимости дать образованію практическій
    характеръ, въ особенности въ виду настоятельныхъ и неотлож-
    ныхъ потребностей жизни— пристаетъ и Татищевъ, самъ, по-
    добно  и Петру, болѣе  или менѣе  автодидактатъ, пріучившійся
    схватывать знанія  на лету  и требовавшій  отъ ученія  только
    передачи такихъ знаній,  которыя могутъ быстрѣе повесть къ
    необходимой цѣли —практическому примѣненію.      О  той зада-
    чѣ, которую  ставитъ наше время   — о необходимости создать
    самостоятельное просвѣщеніе,   взойдти  самимъ   къ  псточни-
    камъ,  изъ  которыхъ  вначалѣ   черпали и другіе европейскіе
    народы  — тогда  и думать   никому  не приходило   въ голову.
    Тогда нужно   было поскорѣе    взять  результаты  и приложить
   89   90   91   92   93   94   95   96   97   98   99