Page 95 - 000199_000009_003613470
P. 95

В.  Л.  ТАТИЩЕВЪ.                   S3

    ихъ  къ русской почвѣ;   о чистой наукѣ   думать   было  рано:
    «довлѣетъ бо дневи злоба   его». Только  наше время, нерѣдко
    забывающее,   что  во  всякомъ  великомъ  историческомъ дѣлѣ
    съ добромъ    смѣшивается  и зло,  т.  е.  зло  можетъ истекать
    изъ  великаго дѣла,    если  упорно  держатся   его  началъ и
    тогда,  когда  они  уже  перестаютъ быть    плодотворными  —
    только  наше   время  — говорю  —  могло  породить   обвиненіе
    Петра въ томъ,    что  онъ,  давая  практическое направленіе
    образованію,   убплъ будто бы   классическое образованіе    въ
    Россіп  1).  Будемъ  л;е  справедливы  къ Петру  и  его сотруд-
    никамъ, первымъ насадителямъ наукъ      въ Россіи.
        Мало вдаваясь   въ разсужденіе   о нравственныхъ обязан-
    ностяхъ,  ■ для  яснаго пониманія  которыхъ совѣтуетъ  внима-
    тельно  читать  св. писаніе,  Татищевъ  останавливается только
    на обязанности    почитать родителей,   считая  иеобходимымъ
    разъяснить  этотъ пунктъ  въ виду того,  что онъ разстался со
    своей женою,   но отъ  сына требуетъ уваженія   къ ней. Болѣе
    онъ  останавливается на вопросѣ    о бракѣ,  вступать  въ  кото-
    рый совѣтуетъ   не ранѣе  30-ти лѣтъ. Противъ раннихъ бра-
    ковъ,  которые   тогда  поощрялись   родителями   и  считались
    лучшимъ средствомъ удержать молодыхъ людей       отъ безнрав-
    ственности, Татищевъ возражаешь     на  томъ основаніи,  что въ
    случаѣ  рапняго брака служебныя      отлучки  охлаждаютъ   лю-
     бовь;  что  такимъ образомъ люди себѣ   «много  ко пріобрѣте-
    нію науки   и черезъ службу   въ неисканіи  себѣ благополучія
     препятствуютъ;  а  наипаче многократно здравіе   себѣ  разру-
     шаютъ». Выборъ невѣсты     зависитъ отъ жениха; но слѣдуетъ
     посовѣтоваться  въ  этомъ случаѣ  и  съ родителями. Выбирать
     невѣсту слѣдуетъ   не  по красотѣ,  не  по  молодости (хотя  и
     не слѣдуотъ брать старше себя)    и  не  по богатству;  но  не
     слѣдуетъ  брать  жену  ни ниже,   ни  выше  себя  обществен-
     нымъ положепіемъ:   «Изъ   подлости  взятия  жены,  хотя бы-



        ') Такое  обвпненіе  слышали  отень  многіе  въ  одномъ ученомъ собра-
     ніи нѣсколько лѣтъ тому  назадъ.
                                                            *
   90   91   92   93   94   95   96   97   98   99   100