Page 97 - 000199_000009_003613470
P. 97

В.  Н.  ТАТИЩЕВЪ.                  8;>

    во  многомъ подобныя-же наставленія древней Руси.      Затѣмъ
    опъ требуетъ отъ   сына смирешя— другой добродѣтели,     кото-
    рую проповѣдывали     усердно  въ  древней Руси.    «Никакого
    человѣка дуракомъ    не называй, — говорить онъ,  — но  нередъ
    всѣми себя смиряй,   а  новыситися ни яередъ   каковыми и са-
    мыми простыми людьми     не моги,  понеже гордымъ Богъ про-
    тивится,  смиреннымъ-же даетъ благодать Свою».     Настаивая
    на необходимости смиренія   и милосердія, Посошковъ требуетъ
    милосердія  и  къ  животнымъ:  «Егда   научишися   миловать  и
    скоты,  то уже устыдишися не    жаловати человѣка». Онъ счи-
    таетъ даже грѣхомъ срубить безъ нужды дерево. Какъ ужи-
    вались   такія  кротія  воззрѣнія  съ  безжалостнымъ  отноше-
    віемъ  къ еретикамъ   и вообще  всякимъ   преступникамъ— это
    одна  изъ тайнъ человѣческой природы,    до извѣстной степени
    объяснимая состояніемъ умственнаго развитія. Нельзя однако
    не заметить,  что подобное ученіе   должно было   плодотворно
    дѣйствовать  въ средѣ общества, непривыкшаго себя сдержи-
    вать,  и  должно  было  съ особенной  настойчивостью   прини-
    маться тѣми,   которые всегда могли ждать противъ себя    не-
    справедливыхъ,   не всегда даже на корысти,   а  часто  только
    на капризѣ  основаниыхъ дѣйствій. Мы знаемъ, что Посошковъ
    видѣлъ  надъ собою подобную грозу     и  стало быть понималъ,
    какъ -бы хорошо было, если-бы всѣ люди благосклонно относи-
    лись другъ къ другу,  и какъ важно быть смиреннымъна свѣтѣ.
    Татищеву,   если бы  даже подобныя разсужденія   и пришли въ
     голову,  не зачѣмъ было на нихъ долго останавливаться; общія
     нравственныя правила   можно было найти    въ тѣхъ книгахъ,
    на которыя   онъ указывалъ; ему же важнѣе     были результаты
    его житейскаго опыта;    и  самъ по себѣ  онъ  не былъ  чело-
     вѣкомъ мягкимъ,  да  и  по своему положенію  чувствовалъ по-
    требность   болѣе  въ эпергіи.  Учить  же   сгибаться  передъ
    людьми,  которые  поставлены выше,   онъ  не  считалъ необхо-
    димымъ:   сама  жизнь научить;   да гордому человѣку трудно
     йыло  и признаться  въ этой необходимости, хоть  и случалось
     подчиняться ей. Конечно   и Татищевъ говоритъ противъ гор-
   92   93   94   95   96   97   98   99   100   101   102