Page 98 - 000199_000009_003613470
P. 98
86 В. Н. ТАТИЩЕВЪ.
дости, но касается этого вопроса слегка: «первая сте-
пень — говорить онъ — глупости есть гордость и роскошь. Не
меньше того презрѣнія достойна и глупость» и совѣтуетъ
избѣгать этихъ пороковъ: нодъ гордостью разумѣется спѣсь;
а смиренія, какое могъ имѣть въ виду Посошковъ, Татищевъ
нигдѣ не предписывалъ. О бракѣ Посошковъ распростра-
няется и не рѣдко впадаетъ въ такія разсужденія, которыя
въ наше время становятся невозможными въ печатной книгѣ,
а тогда, въ то простодушное время, были обычными. Жениться
онъ совѣтуетъ въ избѣжаніе грѣха раньше. Наставленія его
о сватаніи чрезвычайно характеричны для быта. Онъ совѣ-
туетъ сыну не сватать за разъ нѣсколько певѣстъ, «понеже
дѣвица такой-же человѣкъ, какъ и ты, а не лошадь»; выби-
рать невѣсту надо не за красоту лица, а за хорошій нравъ:
стараться ее увидѣть не на смотринахъ, а случайно; выби-
рать надо равную себѣ или даже низшую: «жена мужемъ
честна, а не мужъ женою». На свадьбу не слѣдуетъ пускать
колдуна и вообще беречься отъ порчи: по этому «брака
своего —говорить Посошковъ —тайно не твори, но приведи
свою обручницу ко святой церкви, къ литургіи, и послѣ ли-
тургіи при всемъ народѣ начни вѣнчаться». Жить съ женою
слѣдуетъ въ мирѣ, учить дѣтей вѣрѣ и грамотѣ, но не бало-
вать ихъ: не водить въ роскошныхъ одеждахъ, не пріучать
къ лакомству и отстранять отъ легкомысленной жизни, за
покушеніе къ которой сыпа слѣдуетъ строго наказать: «то
ты и ребра ему сокруши». А такимъ покушеніемъ считается
шутка съ молодыми, дѣвуіпками. Такъ сказывается въ По-
сошковѣ до-петровская Русь.
Главное назначееіе дворянина или шляхтича, по понятію
нашихъ дѣдовъ, была служба, а потому Татищевъ въ своей
«Духовной» много говорить о службѣ. Онъ начинаетъ свои
нравоученія общими замѣчаніями, весьма характеристическими
для оцѣнки его взглядовъ и дѣятельности. «Въ службѣ го-
сударя и государству— говорить онъ — должепъ ты быть вѣ-
ренъ и прилежепъ во всякомъ положепномь на тебя дѣлѣ;