Page 98 - 000199_000009_003613470
P. 98

86                     В.  Н.  ТАТИЩЕВЪ.

   дости,  но  касается   этого  вопроса  слегка:   «первая  сте-
   пень — говорить  онъ — глупости есть гордость  и роскошь.  Не
   меньше   того презрѣнія   достойна  и глупость»   и совѣтуетъ
   избѣгать  этихъ пороковъ:  нодъ гордостью разумѣется спѣсь;
   а смиренія,  какое  могъ имѣть  въ виду Посошковъ, Татищевъ
   нигдѣ   не предписывалъ.   О   бракѣ  Посошковъ    распростра-
   няется  и  не рѣдко  впадаетъ  въ такія разсужденія,  которыя
   въ  наше время   становятся невозможными въ печатной книгѣ,
   а тогда, въ то простодушное время, были обычными. Жениться
   онъ совѣтуетъ   въ избѣжаніе грѣха раньше. Наставленія     его
    о сватаніи  чрезвычайно характеричны для быта.     Онъ совѣ-
    туетъ сыну  не  сватать за разъ нѣсколько певѣстъ,   «понеже
    дѣвица такой-же человѣкъ,   какъ  и  ты,  а  не лошадь»; выби-
    рать невѣсту надо  не  за красоту лица,  а  за хорошій нравъ:
    стараться ее увидѣть  не  на смотринахъ,   а случайно; выби-

    рать надо равную    себѣ  или даже  низшую:    «жена мужемъ
    честна,  а  не мужъ  женою».  На свадьбу  не слѣдуетъ пускать
    колдуна  и  вообще беречься   отъ  порчи:  по  этому   «брака
    своего  —говорить  Посошковъ —тайно не твори,     но приведи
    свою обручницу   ко святой церкви,  къ литургіи,  и послѣ  ли-
    тургіи  при  всемъ народѣ  начни вѣнчаться». Жить съ женою
    слѣдуетъ  въ мирѣ, учить дѣтей вѣрѣ    и грамотѣ,  но не бало-
    вать  ихъ:  не водить  въ роскошныхъ   одеждахъ, не пріучать
    къ  лакомству  и  отстранять  отъ  легкомысленной жизни,   за
    покушеніе   къ которой  сыпа слѣдуетъ строго   наказать:  «то
    ты  и ребра ему сокруши». А    такимъ покушеніемъ считается
    шутка  съ молодыми, дѣвуіпками.    Такъ  сказывается  въ  По-
    сошковѣ  до-петровская Русь.
        Главное  назначееіе  дворянина  или шляхтича, по понятію
    нашихъ дѣдовъ,   была служба,   а потому Татищевъ въ своей
    «Духовной»   много говорить  о службѣ.   Онъ  начинаетъ свои
    нравоученія общими замѣчаніями,   весьма характеристическими
    для оцѣнки   его взглядовъ  и дѣятельности.   «Въ службѣ   го-
    сударя  и государству— говорить   онъ — должепъ  ты быть вѣ-
    ренъ  и прилежепъ   во  всякомъ  положепномь   на тебя дѣлѣ;
   93   94   95   96   97   98   99   100   101   102   103