Page 92 - 000199_000009_003613470
P. 92

80                     В,  Н.  ТАТИЩЕВЪ.

   указано  все,  что нужно  знать  для примѣненіл  къ  жизни.  У
   Посошкова   идеалъ ученія иной; «Въ началѣ отрочества,   сыяъ
   мой,  паче  всѣхъ  наукъ прилежи книжному наученію:  не  токмо
   славянскому  одному,  но  и  греческому,  или  латинскому,  или
   хотя польскому,  понеже   и  на  польскомъ  языкѣ  много  тако-
   выхъ  книгъ  есть,  кои  у  насъ  на  славянскомъ  языкѣ  не об-
   рѣтаются,  а  къ наукѣ польскій  языкъ  пныхъ  языкпвъ  поем-
   нѣе,  и аще латинскому   поучишися,  обачи  не  вси  ихъ  книги
   пріемли:  кіи  обрящеши   на  развратъ  благочестивыя   нашея
   вѣры,  или  къ какому грѣху приводящія,  тыи  весьма  отъ себя
   отрѣвай».  Въ  другомъ  мѣстѣ совѣтуетъ  онъ: научивъ  славян-
   ской граматикѣ   и  «выкладкѣ   дыфирной   до дѣленія»,  учить
   по латынѣ,   или  по  гречески,  или  по польски;  и потомъ учить
   какому-нибудь  художеству;  но непремѣнно учить рисованію  —

    «г аще  въ размѣрѣ будетъ  силу  знати,  то  ко всякому мастер-
   ству будетъ ему способно». Разсматривая «Разговоръ   о пользѣ
   наукъ»,  мы   ближе  присмотримся   ко  взгляду  Татищева  на
   науку;  но  и  здѣсь  въ  объясненіе  этой  разницы  учебныхъ
   плановъ  считаемъ нужнымъ   привести  его разсуждоніе  на  во-
   просъ: который  языкъ нужнѣе  къ наученію?  1).  «Какъ  люди  —
   говоритъ  онъ  — разной породы суть  и по оному разныя  науки
   и услуги  себѣ  п своимъ дѣтямъ  избирать  склонность имѣютъ,

   такъ  и  языки  должны  полезные  и нужные   къ тѣмъ  наукамъ
    и услугамъ избирать.  Напр.,  кто  хочетъ  сына  своего  въ духо-
   венство привести,   то необходимо  нужно   ему:  1) еврейскій,
    на которомъ  ветхій  законъ  писанъ;  2) греческій  для того,
    что  на  ономъ  Новый Завѣтъ,   соборы  первые   вселенскіе  и
   помѣстпые   и всѣхъ  Восточной  церкви,  и многихъ западныхъ,
   учителей  книги  писаны; 3) латинскій,  на которомъ  наиболѣе
   нужныхъ священнику книгъ,   яко риторическія, метафизическія,
   моральныя   и ѳеологическія,  находятся.  Но  у насъ, хотя ука-
    зомъ Петра  Великаго  по примѣру   другихъ государствъ  и  по
    разсужденію  нашего священства, шляхетству  въ священникахъ


       ') Вопросъ  69.
   87   88   89   90   91   92   93   94   95   96   97