Page 89 - 000199_000009_003613470
P. 89

В.  Н.  ТАТИЩЕВЪ.                    77

    своего завѣщанія   1),  въ  которой подробно разсказывается,
    когда  и какую  молитву  читать  и  что думать при  этомъ. Въ
    примѣръ подобныхъ толкованій     приводимъ то,   что  — по  его
    наставленію  — долженъ думать сынъ,   когда  налагаетъ на себя
    крестное знаменіе:  «Егда  же руку  свою возложиши    на чело,
    то  въ умѣ  своемъ  помышляй   о  вышнемъ рогѣ креста Хри-
    стова. Егда  же низводити будеши руку    свою  на животъ,   то
    помышляй   о  длинномъ древѣ    крестномъ,  а  егда уже руку
    свою  низведеши   на  пупъ,  то  помышляй   о  нижнемъ рогѣ
    креста Христова;   а  егда  положиши   руку  свою  на  правое
    плечо,  то помышляй   о правомъ рогѣ   крестномъ; егда  же съ
    нраваго  плеча понесеши руку    свою на лѣвое плечо,  и  тогда
    въ умѣ  своемъ держи   о поперечномъ древѣ крестномъ; егда
    же  положиши руку    свою  на лѣвое  плечо  и  при  томъ поло-
    женіи  руки въ мысли своей держи    о лѣвомъ рогѣ крестномъ».
    Къ духовенству Посошковъ чувствуетъ большое уваженіе:   « отца
    своего духовна  паче родившаго   ти  отца почитай и  во всемъ
    передъ нимъ рабствуй: яко душа честнѣе плоти, тако    и  отецъ
    духовный  плотскаго   честнѣе  есть».  — Поэтому    онъ  пред-
    писываетъ никогда не садиться за обѣдомъ    выше  священника
    и  ничего  не предпринимать, не поговоривъ съ отцомъ духов-
    нымъ. Изъ иновѣрныхъ исиовѣданій      Посошковъ преимущест-
    венно вооружается противъ протестантизма,или, какъ онъ вы-
    ражается, нротивъ лютеровъ и    ихъ учителя Мартина, для ко-
    торыхъ  онъ  не щадитъ  самыхъ рѣзкихъ    словъ.  Его обвине-
    нія  наивны  часто до неприличія и всѣ  направлены на внѣіп-
    ность. Такъ, между прочимъ,     Посошковъ   ставитъ   въ  вину
    лютеранамъ введете париковъ. Чрезвычайно характеристично,
    что представитель старой книжности, подобно Стефану Явор-
    скому,  видитъ болѣе  вреда  въ лютеранствѣ, чѣмъ  въ  католи-
    цизмѣ,  и сильнѣе  пападаетъ на   лютеранство;   а представи-
    тель  новаго образованія,  подобно Ѳеофану,     видитъ  болѣе


       ') Глава IV,  75—141.
   84   85   86   87   88   89   90   91   92   93   94