Page 89 - 000199_000009_003613470
P. 89
В. Н. ТАТИЩЕВЪ. 77
своего завѣщанія 1), въ которой подробно разсказывается,
когда и какую молитву читать и что думать при этомъ. Въ
примѣръ подобныхъ толкованій приводимъ то, что — по его
наставленію — долженъ думать сынъ, когда налагаетъ на себя
крестное знаменіе: «Егда же руку свою возложиши на чело,
то въ умѣ своемъ помышляй о вышнемъ рогѣ креста Хри-
стова. Егда же низводити будеши руку свою на животъ, то
помышляй о длинномъ древѣ крестномъ, а егда уже руку
свою низведеши на пупъ, то помышляй о нижнемъ рогѣ
креста Христова; а егда положиши руку свою на правое
плечо, то помышляй о правомъ рогѣ крестномъ; егда же съ
нраваго плеча понесеши руку свою на лѣвое плечо, и тогда
въ умѣ своемъ держи о поперечномъ древѣ крестномъ; егда
же положиши руку свою на лѣвое плечо и при томъ поло-
женіи руки въ мысли своей держи о лѣвомъ рогѣ крестномъ».
Къ духовенству Посошковъ чувствуетъ большое уваженіе: « отца
своего духовна паче родившаго ти отца почитай и во всемъ
передъ нимъ рабствуй: яко душа честнѣе плоти, тако и отецъ
духовный плотскаго честнѣе есть». — Поэтому онъ пред-
писываетъ никогда не садиться за обѣдомъ выше священника
и ничего не предпринимать, не поговоривъ съ отцомъ духов-
нымъ. Изъ иновѣрныхъ исиовѣданій Посошковъ преимущест-
венно вооружается противъ протестантизма,или, какъ онъ вы-
ражается, нротивъ лютеровъ и ихъ учителя Мартина, для ко-
торыхъ онъ не щадитъ самыхъ рѣзкихъ словъ. Его обвине-
нія наивны часто до неприличія и всѣ направлены на внѣіп-
ность. Такъ, между прочимъ, Посошковъ ставитъ въ вину
лютеранамъ введете париковъ. Чрезвычайно характеристично,
что представитель старой книжности, подобно Стефану Явор-
скому, видитъ болѣе вреда въ лютеранствѣ, чѣмъ въ католи-
цизмѣ, и сильнѣе пападаетъ на лютеранство; а представи-
тель новаго образованія, подобно Ѳеофану, видитъ болѣе
') Глава IV, 75—141.