Page 85 - 000199_000009_003613470
P. 85
В. Н. ТАТИЩЕВЪ. 73
ХѴШ в. (послѣ 1710 г.) грамотный, довольно начитанный
крестьянинъ, истый великоруссъ по уму и смѣтливости, со-,
чувствующій дѣлу реформы съ практической ея стороны, на-
писалъ наставленіе сыну, въ которомъ вполнѣ высказалось то,
на сколько новыя понятія, вносимыя реформами, могли при-
виться къ людямъ просто грамотнымъ и начетчикамъ въ
литературѣ до-петровской;— мы говоримъ о Посошковѣ и его
«Отеческомъ завѣщаніи» 'j. Въ 1740 г. Татищевъ, одинъ
изъ наиболѣе образованныхъ людей- русскихъ ХУШ в., быв-
шій въ постоянныхъ сношеніяхъ съ лучшими по образованііо
людьми, членъ «ученой дружины», стоявшій если не на са-
момъ верху административной лѣстницы, то вблизи этого
верха, пишетъ свою «Духовную». Въ чемъ ate сходились и
въ чемъ разнились эти два человѣка? Попробуемъ отвѣтить
на этотъ вопросъ указаніемъ на то, какъ оба они смотрятъ
на одни и тѣ же предметы.
Обѣ книги написаны въ религіозномъ настроѳніи; но въ
религіозномъ чувствѣ авторовъ есть значительная разница.
Татищевъ между современниками слылъ за вольнодумца: та-
ково было мнѣніе Гануэя; сохранился даже разсказъ о томъ,
что Петръ разъ побилъ Татищева за то, что онъ «говорилъ
слишкомъ вольно о прсдметахъ церковныхъ, относя оные къ
вымысламъ корыстолюбиваго духовенства; при чемъ касался
онъ въ ироническомъ тонѣ и нѣкоторыхъ мѣстъ св. писанія» 2).
Мы видѣли, что «Исторія» его заподозрѣна была въ не-
нравославіи; наконецъ знаемъ, что Ѳеофанъ написалъ толко-
ваніе на книгу «Пѣсня пѣсней», побуждаемый къ тому со-
мнѣніями Татищева въ ея каноничности; но тотъ-же Ѳеофанъ
прибавляетъ, что Татищевъ усердно просилъ его написать
обѣщанное объясненіе этой книги 3). Самъ Татищевъ подоб-
4) Издано А Н. Поповьшъ въ 1373 г.
2) Гол иковъ «Дополн. къ Дѣяніямъ», ХѴП, 354; тоже говорить и
Шлецеръ (-«Сборн. П отд. Ак. Н.>. ХШ).
3J И. В. Чистовпча: 'Ѳеофанъ Орокояовичъ», 614.