Page 83 - 000199_000009_003613470
P. 83

В.  Н.  ТАТИЩЕВЪ.                   71

   намъ  понятнѣе будутъ   его ученые  труды,  въ которыхъ,  какъ
   мы замѣтили,   онъ старался удовлетворить насущнымъ потреб-

   ностямъ  общества   и  въ которыхъ  нельзя  не видѣть  литера-
   турнаго осуществленія   его идеаловъ,  подобно  тому  какъ  въ
   общественной   его дѣятельности   нельзя  не  видѣть  попытки
   ихъ  практическаго  примѣненія.  Къ этому   разряду  сочиненій
   Татищева   мы  относимъ   три  его произведенія:  «Духовную»,  .
   въ которой   онъ  высказываетъ  сыну  свои нравственные  и ум-
   ственные    идеалы   въ  руководство  для   его  лослѣдующей
    жизни  1);  «Экономическая  записки»,  составленныя  имъ  для
   управляющаго    деревнею,  въ которыхъ  онъ  высказывалъ  свои
   требованія  отъ  крестьянъ  и свой  взглядъ  на отношенія  по-
    печительнаго  помѣщика    къ  крестьянамъ  2)  и  «Разговоръ
   двухъ нріятелей   о пользѣ  наукъ  и училищъ   3),  гдѣ  выска-
   зываются   съ наибольшею   полнотою  его воззрѣнія  на науку  и
   ея отношенія   къ  жизни.


       О ^Духовная»  издана  .С. Друковцевымъ  подъ  заглавіемъ:  «Духовная
   т.  с.  и  Астраханскаго  губернатора  В. Н.  Татищева,  сочиненная  въ
   1733 (?) году  сыну  его Евграфу Васильевичу-.  СПБ. 1775,  ііі-8 0 ; втораго
   изданія  іп-4 0 ,  о  которомъ  говорить  Сопиковъ,  никто  не видѣлъ  Любо-
   пытно,  что  въ  50-хъ  годахь  вь «Отеч. Зап.-  была перепечатана "Духовная)
   Татищева,  по рукописи,  за духовную  неизвѣстнаго  дво;  янпна.
       г) Напечатаны  во «Временникѣ» Общества Исторіи Древностей.  Кн. XII.
       3 ) Существуетъ  въ рукописи,  подаренной  А. И. Артемьевыыъ  Пуб.тач-
   ной Вибліотекѣ.  Рукопись  эта,  къ сожалѣнію  не совсѣыъ  полная,  писана
   in 4,  заключаетъ  въ  себѣ  176  листовъ;  писана  она  до  1767  г.,  ибо  къ
   этому  году  относится  пыѣющаяся  на  ней  приписка  одного  саратовца  о
   рожденіи  у  него  сына.  Хотя  имени  Татищева  на ней нѣтъ,  но принадлеж.
   ность  ему  несомнѣнпа  какъ  по общности  заглавія  съ сочиненіемъ,  упомп-
   наемымъ  вь  ^ Духовной»,  такъ  и  но  внутреннпмъ  пі изнакамъ:  такъ  въ
    „Разговорѣ"  упоминается  разговоръ  автора  нредъ  отъѣздомъ  въ Швецію
    съ Блумент,  остомъ  и Петромъ:  тотъ  же самый  разговоръ  сообщаетъ  Татп-
    щевъ  въ ппсьмѣ  къ  Шумахеру  (П.  П.  ІІекарскаго  „Исторія  Академіп"
    I, ХШ);  въ  ^Разговорѣ'  -  авторъ  упоминаетъ  о своей исторіи.  говорить,
    какъ  очевпдецъ.  о разныхъ  пнородцахъ.  Замѣчательно  сходство  многпхь
    мѣсть „Разговора"  съ другими  сочиненіями Татищева:  такъ исторію про-
    свѣщенія  онъ раздѣляетъ  на три ііеріода:  до изобрѣтенія азбуки,  до P. X.
    и  до  изобрѣтенія  книгопечатанія  („Исторія"  1, ХХѴП,  „Разговоръ",
    вопр,  36)  и  т.  д. Слѣдственно  въ  принадлежности  „Разговора"  Татищеву
    не  можетъ  быть  никакого  соынѣнія  .
   78   79   80   81   82   83   84   85   86   87   88