Page 82 - 000199_000009_003613470
P. 82

70                      в.  Н.  ТАТИЩЕВЪ.
    реснѣе,  что Татищевъ   въ своей литературной дѣятельности
    былъ тѣмъ,   что  въ настоящее  время   назвали бы нублици-
    стомъ. Онъ принялся   за імографію  и исторію  ради той поль-
    зы, которую исторія  и географія  должны принести обществу;
    свое міросозерп,аніе  онъ  высказалъ  въ сочиненіи  о  пользѣ
    наукъ; свои общественныя и нравственныя воззрѣнія  — въ «Ду-
    ховной»   обращенной   къ  сыну.   Птепецъ гнѣзда    Петрова
    остался вѣренъ идеямъ того,   кто  и  по праву рождепія  и по
    высшему праву генія   былъ умственнымъ вождемъ своей эпо-
    хи. Какъ Петръ требовалъ     отъ  всего пользы,  такъ  и  Тати-
    щевъ   постоянно  старался   быть  полезнымъ   по мѣрѣ    воз-
    можности. Примѣнимость,    полезность (англійское expediency)
    составляютъ  основныя  начала общественной и литературной
    дѣятельности Татищева, которыя,    исходя  изъ одного  и  того
    же начала,   суть  только  два различные  пути къ достиженію
    одной  и той  же цѣли.  Въ изложеніи   литературной дѣятель-
    ности Татищева постараемся возможно обстоятельпѣе     и яспѣе
    указать  на особенности его воззрѣній  и  ихъ взаимную  связь.
    Встрѣчая   у Татищева мнѣнія    и взгляды,  которые  казались
    бы  странными   на  нашъ    современный взглядъ,   не будемъ,
    читатель, торопиться осудить Татищева и объявить его идіо-
    томъ,  а  постараемся никогда   не забывать,  что  мы имѣемъ
    дѣло  съ человѣкомъ другаго времени и другаго образованія;
    скажу болѣе  — съ человѣкомъ,  трудами котораго,  какъ  и тру-
    дами ему подобныхъ, создалось    и  наше теперешнее образо-
    ваніе. Будемъ  же помнить,   что  «справедливость— по   возвы-
    шенному опредѣленію    римскихъ юристовъ — есть    постоянная
    и неизмѣнная   воля каждому воздавать   свое» ').
        Изложеніе   литературной дѣятельности    Татищева    пачи-
    наемъ съ тѣхъ    его сочипеній,  въ которыхъ онъ высказываетъ
    свои идеалы,   свои требованія   отъ  жизни  и  науки.  Такой
    порядокъ  мы  считаемъ болѣе естественнымъ,потому что тогда



        ') Justitia  est  constans  et  peri etua  voluntas jus  sutim euique IribuendL
    Jnst.  L.  I.  t.  I.
   77   78   79   80   81   82   83   84   85   86   87