Page 90 - 000199_000009_003613470
P. 90

78                     В.  Н.  ТАТИЩЕВЪ.

    вреда  въ катожкахъ, прибавляя    къ своему осужденію    чрез-
    вычайно  знаменательныя слова,   что  хотя несвѣдующаго    мо-
    жетъ обмануть близость   въ обрядахъ католицизма съ право-
    славіемъ,  но«въ  главнѣйшихъ   (они)  такъ  далеки,  что  едва
    можетъ  ли  кто  ихъ  за христіанъ,  а  иногда каѳоликами, какъ
    они  хотятъ  именованы быть,   почитать».   Въ   «Разговорѣ  о
    пользѣ наукъ» встрѣчаемъ остроумное сближеніе      между  кал-
    мыцкою вѣрою     (ламаизмомъ)   и  католицизмомъ 1).  Сдѣлавъ
    оговорку,  что между многобожнымъ     ламаизмомъ и христіан-

    скимъ католицизмомъ не    можетъ быть   полнаго сходства,  ав-
    торъ находитъ сходство   въ нѣкоторыхъ,   по  его выраженію,
    «исповѣданіяхъ   или признаніяхъ». Таігь,   если  латины  и  не
    считають папу Богомъ,    то  «ему  яко  единому Богу принад
    лежащая; безгрѣшность,    грѣхи  отаущать  и  спасеніе  прода-
    вать,  согласно съ Далаи-Ламою приписуются»; ламаисты вѣ-
    рятъ,  что Далай-Лама знаетъ все,   что дѣлается  въ мірѣ  че-
    резъ ангеловъ;  но  паписты не  такъ   глупы:  «вѣдая,  что  то
    вскорѣ ученые обличить    могли,  то  они имѣютъ,  вмѣсто  ан-
    геловъ  или демоновъ, езуитовъ, которыхъ    они братьями   или
    товарищами христовыми именуютъ, хотя мнимъ, что они ближе
    Веліару  неже Христу въ братья годятся (Кор.,  гл. 1,  ст. 15),
    и сіи,  подлинно весь свѣтъ обѣгая,   вѣсти папѣ  приносятъ и

    его  повелѣнія   повсюду   исполнять  прилежатъ». Безбрачіе
    католическаго духовенства Татищевъ сближаетъ съ безбрачіемъ
    ламаистскаго и  видитъ  ^ъ  немъ  источникъ   богатства папы,
    «ибо  ко вступающимъ    въ  чинъ духовный богатство прибы-
    ваетъ,  а  отъ  нихъ никуда кромѣ  ихъ наложницъ и дѣтей по-
    бочныхъ  не выходитъ. Чрезъ    оное  же безженство духовныхъ
    вездѣ  имъ  у  женъ,  а  болѣе   молодыхъ,  всѣ  тайности   не
    скрытны». Католическую продажу реликвій       Татищевъ сбли-
    жаетъ  съ ламаистскою; запрещеніе    имѣть  священныя   книги
    на народныхъ языкахъ     авторъ  тоже  считаетъ пунктомъ со-
    прикосновенія   и  товоритъ:  «чтобы  народъ  въ  темнотѣ  не-


        ') Вопросъ  67.
   85   86   87   88   89   90   91   92   93   94   95