Page 90 - 000199_000009_003613470
P. 90
78 В. Н. ТАТИЩЕВЪ.
вреда въ катожкахъ, прибавляя къ своему осужденію чрез-
вычайно знаменательныя слова, что хотя несвѣдующаго мо-
жетъ обмануть близость въ обрядахъ католицизма съ право-
славіемъ, но«въ главнѣйшихъ (они) такъ далеки, что едва
можетъ ли кто ихъ за христіанъ, а иногда каѳоликами, какъ
они хотятъ именованы быть, почитать». Въ «Разговорѣ о
пользѣ наукъ» встрѣчаемъ остроумное сближеніе между кал-
мыцкою вѣрою (ламаизмомъ) и католицизмомъ 1). Сдѣлавъ
оговорку, что между многобожнымъ ламаизмомъ и христіан-
скимъ католицизмомъ не можетъ быть полнаго сходства, ав-
торъ находитъ сходство въ нѣкоторыхъ, по его выраженію,
«исповѣданіяхъ или признаніяхъ». Таігь, если латины и не
считають папу Богомъ, то «ему яко единому Богу принад
лежащая; безгрѣшность, грѣхи отаущать и спасеніе прода-
вать, согласно съ Далаи-Ламою приписуются»; ламаисты вѣ-
рятъ, что Далай-Лама знаетъ все, что дѣлается въ мірѣ че-
резъ ангеловъ; но паписты не такъ глупы: «вѣдая, что то
вскорѣ ученые обличить могли, то они имѣютъ, вмѣсто ан-
геловъ или демоновъ, езуитовъ, которыхъ они братьями или
товарищами христовыми именуютъ, хотя мнимъ, что они ближе
Веліару неже Христу въ братья годятся (Кор., гл. 1, ст. 15),
и сіи, подлинно весь свѣтъ обѣгая, вѣсти папѣ приносятъ и
его повелѣнія повсюду исполнять прилежатъ». Безбрачіе
католическаго духовенства Татищевъ сближаетъ съ безбрачіемъ
ламаистскаго и видитъ ^ъ немъ источникъ богатства папы,
«ибо ко вступающимъ въ чинъ духовный богатство прибы-
ваетъ, а отъ нихъ никуда кромѣ ихъ наложницъ и дѣтей по-
бочныхъ не выходитъ. Чрезъ оное же безженство духовныхъ
вездѣ имъ у женъ, а болѣе молодыхъ, всѣ тайности не
скрытны». Католическую продажу реликвій Татищевъ сбли-
жаетъ съ ламаистскою; запрещеніе имѣть священныя книги
на народныхъ языкахъ авторъ тоже считаетъ пунктомъ со-
прикосновенія и товоритъ: «чтобы народъ въ темнотѣ не-
') Вопросъ 67.