Page 124 - 000199_000009_003613470
P. 124

112                     В.  Н. ТАТИЩЁВЪ.

   ный  ы  ни  о  коей  истинѣ разсуждать  имущій,  но  слѣпо  бы
   и раболѣпно   ихъ  разсказамъ  и повелѣніямъ вѣрили,  наиболѣе
   же всѣхъ   архіеписконы римскіе    въ  томъ  - себя  показали,  и
   большой   трудъ  къ приведенію   и содержанію     народовъ  въ
   темнотѣ  и суевѣріи прилагали,   для  котораго  не  постыдились
   иротиву  точныхъ  Христовыхъ   словъ,  еже  письмо  святое,  въ
   которомъ  мы уноваемъ    животъ  вѣчный пріобрѣсти,  не  токмо
   читать,  но испытовать,  т.  е.  толковать  повелѣлъ,  папы  оное
   читать  запретили  и еще  тяжчае  того  толковали,  яко-бы  чи-
   тающіе   оное  въ умѣ   повреждались».   Указавъ  какъ  сильна
   была  власть  папы и  какъ  ей покорялись  императоры,   Тати-
   щевъ  продолжаетъ:   «да  и у насъ иатріархи такую  же  власть
   надъ  государи  искать  не  оставили.  Еакъ  то Никонъ  съ  вели-
   кимъ  вредомъ  государства  началъ   было,  за которое  судомъ
   духовнымъ   чина  лишенъ  и  въ заточеніе  сосланъ.  И  хотя  по
   смерти  царя  Алексѣя Михайловича,     собесѣдникъ  его  Симе-
   онъ Полоцкій,   учитель  царя Ѳеодора Алексеевича,     привелъ
   государя  на то,  чтобы  Никона   паки   взять  на  престолъ  и
   именовать  папою,   Іоакима-же патріарха   оставить  при  ,томъ
   же титулѣ   и еще   вмѣсто  митрополитовъ   трехъ  патріарховъ
   прибавить  1);  по  все  оное  противъ  ихъ  труда  смерть  Никона
   пресѣкла,  и Петръ   Великій  путь  къ  этому  уставомъ  церко-
   внымъ  — у чрежденіемъ  стнода  — заперъ »  .
        На замѣчаніе,  что чтеніе библіи можетъ  подать  поводъ  къ
    ересямъ,  Татищевъ,  отвѣчалъ:  «еретиковъ  можемъ  двояко ра-
    зумѣть:  и  суще  одни  глупые  и  неразумные   или  ничего  о
    сущей вѣрѣ неразумѣющіе:   слыша   кого благоразсудно  о вѣрѣ
   толкующаго   и суевѣріе  отвергающаго,   и  за то,  что  оно  не-
    согласно  съ  его глупымъ ынѣніемъ,  не смотря  что  оно сход-
   но  съ  основательнымъ  учепіемъ  и истиною,   тотчасъ  ерети-
    комъ  и еще  безбожникомъ   имянуютъ  и,  отъ  злости присово-
    куня лжи,  другимъ  равнымъ   себѣ  клевещутъ;   а  если  сила


       ') Слі. «Исторію»,  кн. 1, ч.2,573;  новое  доказательство  принадлежно-
    сти «Разговора  = Татищеву.
   119   120   121   122   123   124   125   126   127   128   129