Page 127 - 000199_000009_003613470
P. 127
в. н. татищевъ. 115
рое появилось при Алгексѣѣ Михайловичѣ, «не принимая
отъ духовныхъ противорѣчій и отлаганій». Петръ велѣлъ
печатать снова, «токмо не радѣніемъ въ духовныхъ, кои къ
тому опредѣлены были, до днесь дождаться не могли». Вы-
разивъ удивленіе, что собесѣдникъ его считаехъ благочести-
выми «коварныхъ пустосвятовъ и лицемѣровъ или невѣду-
щихъ писанія», авторъ говоритъ въ заключеніе; «я довольно
тѣже слова слыхалъ, но подивился буйству ихъ, вѣдая, что
апостолу Павлу Фистъ рекъ: «бѣснуешися Павелъ: многія
тя книги въ неистовство прелагаютъ» 1). На что нѣкогда
принужденъ былъ дать отвѣтъ, сказанный отъ тото-жъ св.
Павла: «слово крестное погибающимъ средство, а сиасае-
мымъ сила Божія есть» 2). И тако изволь вѣрить, что памъ
полезно, нужно и должно въ законѣ Божіемъ поучаться день
и нощь, да возможемъ истинное его повелѣніе познати и
сохранити и духа лестна избѣжати».
Авторъ самъ понималъ, что всѣ эти разсужденія не могли
бполнѢ убѣдить его достаточно нредубѣжденнаго собесѣдника
и потому слѣдующій вопросъ мотивируетъ очень знамена-
тельно: «я осемъ, як о до церкви принадлежащемъ,
оставляю д а л ѣ е вопрошать, но слышу, что свѣтскіе
люди въ гражданствѣ искусные толкуютъ якобы въ государствѣ
чѣмъ народъ простѣе, тѣмъ покорнѣе и къ правленію способ-
нѣе, и отъ бунтовъ и смятеній безопаснѣе, и для того науки рас-
пространять за полезное не почитаютъ» . Отвѣчая на этотъ во-
просъ, Татищевъ приписываетъ всѣ подобныя сомнѣнія людямъ
неразсуднымъ или «махіавелическими плевелы насѣяннаго
сердца»; «благоразсудный же политикъ всегда сущею исти-
ною утвердить можетъ, что науки государству болѣе пользы,
чѣмъ буйство и невѣжество принести могутъ». «Ты разсуди
самъ-— продолжаетъ опъ — что по природѣ всякій чедовѣкъ,
каковъ бы опъ ни былъ, желаетъ: 1) умнѣе другихъ быть и
1 ) Дѣян., гл. 26, ст. 24.
2) 1 Кор. I, 18.
8*