Page 127 - 000199_000009_003613470
P. 127

в.  н.  татищевъ.                  115

    рое  появилось  при   Алгексѣѣ  Михайловичѣ,    «не  принимая
    отъ духовныхъ    противорѣчій  и   отлаганій».  Петръ  велѣлъ
    печатать снова,  «токмо  не радѣніемъ  въ духовныхъ,   кои  къ
    тому опредѣлены были,    до  днесь дождаться  не  могли».  Вы-
    разивъ удивленіе,  что собесѣдникъ   его  считаехъ благочести-
    выми  «коварныхъ   пустосвятовъ   и лицемѣровъ   или невѣду-
    щихъ писанія»,   авторъ говоритъ  въ заключеніе;  «я довольно
    тѣже  слова слыхалъ,  но подивился буйству ихъ, вѣдая,     что
    апостолу Павлу    Фистъ рекъ:   «бѣснуешися Павелъ:    многія
    тя  книги  въ  неистовство прелагаютъ»   1).  На  что нѣкогда
    принужденъ былъ    дать отвѣтъ,  сказанный   отъ  тото-жъ  св.
    Павла:   «слово  крестное погибающимъ     средство,  а  сиасае-
    мымъ  сила Божія   есть»  2).  И  тако  изволь вѣрить,  что памъ
    полезно, нужно и должно   въ законѣ   Божіемъ поучаться день
    и  нощь,  да  возможемъ  истинное  его  повелѣніе  познати  и
    сохранити и духа   лестна избѣжати».
        Авторъ  самъ понималъ, что всѣ  эти разсужденія  не могли
    бполнѢ  убѣдить его достаточно нредубѣжденнаго собесѣдника
    и потому слѣдующій     вопросъ  мотивируетъ   очень  знамена-

    тельно:  «я осемъ,  як о  до церкви принадлежащемъ,
    оставляю     д а л ѣ е вопрошать,    но слышу,   что свѣтскіе
   люди въ гражданствѣ искусные толкуютъ якобы въ государствѣ
    чѣмъ  народъ простѣе, тѣмъ покорнѣе   и къ правленію способ-
    нѣе, и отъ бунтовъ и смятеній безопаснѣе,  и для того науки рас-
    пространять за полезное не почитаютъ» . Отвѣчая на этотъ во-
   просъ, Татищевъ приписываетъ всѣ подобныя сомнѣнія людямъ
    неразсуднымъ   или  «махіавелическими   плевелы   насѣяннаго
    сердца»; «благоразсудный же    политикъ всегда сущею    исти-
    ною утвердить можетъ,   что науки государству болѣе   пользы,
    чѣмъ буйство  и невѣжество принести могутъ».     «Ты разсуди
    самъ-— продолжаетъ   опъ — что  по природѣ   всякій чедовѣкъ,
    каковъ бы  опъ  ни былъ,  желаетъ: 1) умнѣе   другихъ быть  и


       1 ) Дѣян.,  гл. 26,  ст. 24.
       2)  1 Кор. I,  18.
                                                          8*
   122   123   124   125   126   127   128   129   130   131   132