Page 126 - 000199_000009_003613470
P. 126
114 В. Н. ТАТШЦЕВЪ.
щенные архіереи толико должность и вѣрность свою изъ-
явили, что (какъ слышу о нѣкоторыхъ) всѣ свои излишніе
доходы (которые прежде на роскошиость и обогащеніе свой-
ственниковъ иротиво ихъ обѣщанія и присяги употребляли)
на училища и обученіе убогихъ младенцевъ употребляютъ и
многихъ уже обучили. Хотя мнѣ того видѣть не случилось,
однакоже, взирая на ихъ должность и любовь къ Богу и
ближнему, правда есть или быть можетъ». Къ тому-же пред-
мету авторъ возвращается замѣчаніемъ своего собесѣдника,
будто и у пасъ заирещено было читать библію кому-нибудь,
кромѣ духовныхъ, и сообщеніемъ его; «Многіе допущеніе
того не похваляютъ, сказуя, что, перазумѣя, многіе отъ пути
праведнаго заблуждаютъ, въ безуміе и ереси виадаютъ». Въ
отвѣтъ на это, замѣчая, что такая мысль перешла къ намъ
отъ католиковъ, авторъ снова останавливается на томъ, что
паны желали сохранить св. писаиіе и богослуженіе на ла-
тинскомъ языкѣ, «вѣдая, что оному не токмо великихъ го-
сударей но и шляхетскіе дѣти за трудность обучаться не-
охотно будутъ и потому письма святаго и закона Божія, а
ихъ коварствъ познавать не возмогутъ>, «о чемъ — продол-
жаете онъ — многіе иноязычные, яко Германе, Славяне и пр.
спорили; но по силѣ ихъ (паиъ) къ тому недопущены. Особ-
ливо прикладъ имѣемъ о Чехахъ или Боемахъ, которые при-
лежно паиъ о позволеніи служить на славянскомъ языкѣ
просили; по папа съ великими грозами запретилъ съ такимъ
безумнымъ и богомерзскимъ изъясненіемъ: всевышній Богъ
не туне письмо святое темно и невнятно положилъ, дабы не
всякій разумѣть могъ» 1).
Въ Россіи первое изданіе библіи было сдѣлано въ Ост-
рогѣу не «имѣя еще въ Россіи своихъ типографій> 2); вто-
1 ) Здѣсь ссылка на Баронія; опровер]'ается это мнѣніе словами св.
писанія.
2) Такъ ппшетъ Татищевъ, относя острожскую биб.іііо ко времени
Іоанна Ш и забывая, что московски: апостолъ напечатанъ ранѣе острож-
скои бпбліи.