Page 126 - 000199_000009_003613470
P. 126

114                    В.  Н.  ТАТШЦЕВЪ.

    щенные архіереи    толико  должность   и вѣрность  свою   изъ-
    явили,  что (какъ слышу   о нѣкоторыхъ)   всѣ  свои  излишніе
    доходы (которые прежде на роскошиость      и обогащеніе  свой-
    ственниковъ иротиво   ихъ обѣщанія   и присяги употребляли)
    на училища   и обученіе убогихъ младенцевъ употребляютъ      и
    многихъ уже обучили.    Хотя мнѣ   того видѣть  не случилось,
    однакоже, взирая   на  ихъ  должность   и  любовь  къ Богу   и
    ближнему, правда   есть  или быть  можетъ». Къ тому-же пред-
    мету авторъ возвращается    замѣчаніемъ   своего собесѣдника,
    будто  и у  пасъ заирещено было   читать библію кому-нибудь,
    кромѣ   духовныхъ,  и  сообщеніемъ   его;  «Многіе допущеніе

    того  не похваляютъ,  сказуя, что, перазумѣя, многіе  отъ пути
    праведнаго заблуждаютъ,   въ безуміе  и ереси виадаютъ». Въ
    отвѣтъ  на это, замѣчая,  что  такая  мысль перешла къ   намъ
    отъ католиковъ,  авторъ  снова  останавливается на томъ,   что
    паны желали сохранить    св.  писаиіе  и богослуженіе  на  ла-
    тинскомъ языкѣ, «вѣдая,    что  оному  не  токмо  великихъ  го-

    сударей но  и шляхетскіе   дѣти  за  трудность обучаться   не-
    охотно будутъ  и потому   письма святаго  и  закона Божія,   а
    ихъ коварствъ познавать не возмогутъ>,     «о  чемъ  — продол-
    жаете онъ — многіе  иноязычные,   яко Германе, Славяне и пр.
    спорили;  но  по силѣ  ихъ (паиъ) къ тому недопущены. Особ-
    ливо прикладъ имѣемъ    о Чехахъ или Боемахъ, которые при-
    лежно   паиъ  о позволеніи  служить   на  славянскомъ   языкѣ
    просили;  по  папа съ  великими грозами запретилъ съ такимъ
    безумнымъ   и богомерзскимъ изъясненіемъ:    всевышній   Богъ

    не туне письмо   святое  темно и  невнятно положилъ, дабы не
    всякій разумѣть  могъ»  1).
       Въ Россіи   первое изданіе  библіи  было сдѣлано   въ Ост-
    рогѣу  не «имѣя  еще  въ Россіи  своихъ типографій>   2);  вто-



       1 ) Здѣсь  ссылка  на Баронія;  опровер]'ается  это  мнѣніе  словами  св.
    писанія.
       2) Такъ  ппшетъ  Татищевъ,  относя  острожскую  биб.іііо  ко  времени
    Іоанна  Ш  и забывая,  что  московски:  апостолъ  напечатанъ ранѣе острож-
    скои бпбліи.
   121   122   123   124   125   126   127   128   129   130   131