Page 128 - 000199_000009_003613470
P. 128
116 В. Н. ТАТИЩЕВЪ.
чтобъ отъ другихъ почтеніе и любовь имѣть; 2) какъ вся-
кому необходимо помощь другихъ нужна, такъ онъ тѣхъ по-
мощниковъ, яко жену, друзей и совѣтниковъ, ищетъ умныхъ
къ принесенію ему пользы способныхъ; 3) зане сіе
и не въ
состояніи всѣмъ намъ потребныя услуги приносить, того ради
прилежитъ человѣкъ, если можно, умныхъ, вѣрныхъ и спо-
собныхъ служителей пмѣть, понеже на умнаго друга можетъ
надѣяться, что онъ въ недознаніи совѣтъ и помощь подастъ;
служитель же умный все повелѣнное и желаемое съ лучшимъ
разсужденіемъ и успѣхомъ, нежели глупый, совершить; а въ
случаѣ и совѣтъ или помощь подать способенъ». Прежде
всего человѣку самому надо обладать разумомъ, чтобы знать,
отъ кого именно можно чего-нибудь ожидать или требовать.
«Несмысленный и неискусный самъ себѣ вредъ и бѣды не-
разумѣніемъ начинаетъ и производитъ; совѣтамъ разумныхъ
вѣрить неспособенъ и, сумнѣваяся, полезное оставляетъ или,
начавъ, произвести неспособенъ, а глупымъ и вредительнымъ
совѣтамъ нослѣдуетъ, да и обрѣсти умнаго друга не въ со-
стояніи; онъ умному служителю полезное повелѣвать и опре-
дѣлить не знаетъ. Коль же паче трудность и вредъ проис-
ходитъ, когда глупыхъ служителей имѣетъ». Наука-же еще
усиливаетъ умъ человѣка разумнаго: «разумный человѣкъ
чрезъ науки и искусства отъ вкоренившихся въ его умъ
примѣровъ удобнѣйшую поятность, твердѣйшую память,
острѣйшій смислъ и безпогрѣшпое сужденіе пріобрѣтаетъ, а
чрезъ то всякое благополучіе иріобрѣсти, а вредительное
отвратить снособнѣе есть. Онъ совѣты и представлеиія иены-
туетъ и по обстоятельствамъ вещей поемлетъ; преданіе же,
дѣянія п случаи, отъ памяти взявъ, съ настоящимъ уподоб-
ляетъ и все, благоразеудя, опредѣляетъ; неправильнымъ же и
впредь вредительнымъ не прельщается, безстрашныхъ обстоя-
тельствъ не боится и, на отвращеніе страха мужественно
поступая, отрѣваетъ и побѣждаетъ; въ радости и счастіи
не превозносится н оному не вѣритъ, а въ несчастіи не осла-
бѣваетъ, бѣды же и горести великодушіемъ преодолѣваетъ