Page 128 - 000199_000009_003613470
P. 128

116                    В.  Н.  ТАТИЩЕВЪ.

    чтобъ  отъ другихъ  почтеніе  и любовь   имѣть;  2)  какъ  вся-
    кому необходимо помощь другихъ нужна,      такъ  онъ тѣхъ по-
    мощниковъ,  яко  жену, друзей  и совѣтниковъ,   ищетъ умныхъ
      къ принесенію   ему  пользы способныхъ; 3)   зане сіе
    и                                                       не въ
    состояніи  всѣмъ  намъ потребныя услуги приносить, того ради
    прилежитъ человѣкъ,    если можно,   умныхъ, вѣрныхъ   и  спо-
    собныхъ служителей пмѣть,    понеже на умнаго друга можетъ
    надѣяться,  что  онъ  въ недознаніи  совѣтъ  и помощь подастъ;
    служитель  же умный   все повелѣнное и желаемое съ лучшимъ
    разсужденіемъ  и успѣхомъ,   нежели глупый, совершить;   а  въ
    случаѣ  и совѣтъ   или помощь   подать   способенъ». Прежде
    всего человѣку  самому надо обладать разумомъ, чтобы знать,
    отъ  кого  именно можно чего-нибудь   ожидать  или требовать.
    «Несмысленный и неискусный самъ себѣ       вредъ  и бѣды   не-
    разумѣніемъ  начинаетъ   и производитъ; совѣтамъ   разумныхъ
    вѣрить неспособенъ и, сумнѣваяся,    полезное оставляетъ или,
    начавъ, произвести неспособенъ, а глупымъ    и вредительнымъ
    совѣтамъ нослѣдуетъ,   да  и обрѣсти умнаго друга   не  въ  со-
    стояніи;  онъ умному служителю полезное повелѣвать     и опре-
    дѣлить  не  знаетъ.  Коль  же  паче  трудность и вредъ проис-
    ходитъ,  когда  глупыхъ служителей имѣетъ». Наука-же еще
    усиливаетъ   умъ человѣка   разумнаго:   «разумный   человѣкъ
    чрезъ науки   и  искусства  отъ  вкоренившихся    въ  его  умъ
    примѣровъ    удобнѣйшую     поятность,   твердѣйшую   память,
    острѣйшій   смислъ и безпогрѣшпое сужденіе пріобрѣтаетъ,     а
    чрезъ  то  всякое благополучіе   иріобрѣсти,   а  вредительное
    отвратить снособнѣе   есть. Онъ совѣты и представлеиія  иены-
    туетъ и  по обстоятельствамъ вещей поемлетъ; преданіе      же,
    дѣянія  п случаи,  отъ  памяти взявъ,  съ настоящимъ уподоб-

    ляетъ  и все, благоразеудя, опредѣляетъ; неправильнымъ же    и
    впредь вредительнымъ не прельщается, безстрашныхъ обстоя-
    тельствъ  не боится   и,  на отвращеніе   страха мужественно
    поступая, отрѣваетъ    и побѣждаетъ;    въ  радости  и счастіи
    не превозносится н оному   не вѣритъ, а въ несчастіи  не осла-
    бѣваетъ,  бѣды  же  и  горести великодушіемъ    преодолѣваетъ
   123   124   125   126   127   128   129   130   131   132   133