Page 123 - 000199_000009_003613470
P. 123

В.  Н.  ТАТИЩЕВЪ.                  111

   припоминаетъ, что    онъ  отъ  миогихъ духовныхъ   и богоболз-
   ныхъ людей слышалъ, «еже науки человѣку вредительны и па-
   губны суть. Они сказываютъ, что миогіе, отъ науки заблудя, Бога
   отстали, многія ереси произнесли и своимъ злымъ сладкорѣчіемъ
   и  толками множество людей погубили,». Эти свои слова толко-
   ватели подтверждают ссылками на св. нисапіе.     Татищевъ   по-
   дробно останавливаетсяна опроверженіи этихъ замѣчаній.    «Что
   Господь  нашъ Іпсусъ Христосъ— говорить      онъ — его ученики
   и  апостолы  и  по  нихъ  святые  отцы противъ премудрости и
   философіи   говорили  оное  намъ довольно извѣстно,    но надо
   разумѣть  о  какой философіи   они   говорятъ,  а  не просто  за

   слова хвататься. Напр., объяденіе, пьянство, блудъ и  т.  п. жес-
   токо запрещены, зане все оное себѣ самому вредительно и губи-
   тельно; пища-же и вина питіе    съ разумомъ, якоже и бракъ, не
   только не запрещено, но допущено и закономъ Божіимъ намъ,
   яко  нужное и полезное, определено и похвалено,    если только
   оное съ мѣрностію,  къ славѣ Божіейп предписаннойвъ естествѣ
   пользѣ употребляемъ. Равномѣрно сему нужно      въ любомудріи
   или философіи разницу разумѣть:     и  къ познанію  Бога  и  къ
   пользѣ человѣка   нужная философія    не грѣшна; толико отвра-
   щающая    отъ Бога вредительна   и губительна» . Вредно   было-
   бы,  по мнѣнію Татищева,     такое изученіе  языческихъ фило-
   софовъ,   которое привело-бы   къ отрицанію безсмертія    души

   или единаго Бога; но такой выводъ     можетъ происходить отъ
   неразсуднаго изученія    философіи  и  «сему не  въ философіи,
   но  въ собственномъ состоянии сущая причина». Доказатель-
   ство безвредности философскаго ученія    можно видѣть  въ томъ,
   что философію    изучали  апостолы (Павелъ)    и  ученики  ихъ
   (Діонисій  Ареопагитъ, Игнатій Богоносецъ, ІОстинъ      и др.).
    «Истинная философія    въ вѣрѣ  — продолжаетъ Татищевъ     —
   не  токмо полезна,  но  и нужна,  а запрещающіе    оную учить
   суть  или  самые невѣжды,     невѣдующіе   въ  чемъ   истинная
   философія   состоитъ,  пли  злоковарные нѣкоторые    церковно-
   служители и   для утвержденія    ихъ  богопротивной власти   и
    пріобрѣтенія  богатствъ вымыслами, чтобъ народъ былъ неуче-
   118   119   120   121   122   123   124   125   126   127   128