Page 123 - 000199_000009_003613470
P. 123
В. Н. ТАТИЩЕВЪ. 111
припоминаетъ, что онъ отъ миогихъ духовныхъ и богоболз-
ныхъ людей слышалъ, «еже науки человѣку вредительны и па-
губны суть. Они сказываютъ, что миогіе, отъ науки заблудя, Бога
отстали, многія ереси произнесли и своимъ злымъ сладкорѣчіемъ
и толками множество людей погубили,». Эти свои слова толко-
ватели подтверждают ссылками на св. нисапіе. Татищевъ по-
дробно останавливаетсяна опроверженіи этихъ замѣчаній. «Что
Господь нашъ Іпсусъ Христосъ— говорить онъ — его ученики
и апостолы и по нихъ святые отцы противъ премудрости и
философіи говорили оное намъ довольно извѣстно, но надо
разумѣть о какой философіи они говорятъ, а не просто за
слова хвататься. Напр., объяденіе, пьянство, блудъ и т. п. жес-
токо запрещены, зане все оное себѣ самому вредительно и губи-
тельно; пища-же и вина питіе съ разумомъ, якоже и бракъ, не
только не запрещено, но допущено и закономъ Божіимъ намъ,
яко нужное и полезное, определено и похвалено, если только
оное съ мѣрностію, къ славѣ Божіейп предписаннойвъ естествѣ
пользѣ употребляемъ. Равномѣрно сему нужно въ любомудріи
или философіи разницу разумѣть: и къ познанію Бога и къ
пользѣ человѣка нужная философія не грѣшна; толико отвра-
щающая отъ Бога вредительна и губительна» . Вредно было-
бы, по мнѣнію Татищева, такое изученіе языческихъ фило-
софовъ, которое привело-бы къ отрицанію безсмертія души
или единаго Бога; но такой выводъ можетъ происходить отъ
неразсуднаго изученія философіи и «сему не въ философіи,
но въ собственномъ состоянии сущая причина». Доказатель-
ство безвредности философскаго ученія можно видѣть въ томъ,
что философію изучали апостолы (Павелъ) и ученики ихъ
(Діонисій Ареопагитъ, Игнатій Богоносецъ, ІОстинъ и др.).
«Истинная философія въ вѣрѣ — продолжаетъ Татищевъ —
не токмо полезна, но и нужна, а запрещающіе оную учить
суть или самые невѣжды, невѣдующіе въ чемъ истинная
философія состоитъ, пли злоковарные нѣкоторые церковно-
служители и для утвержденія ихъ богопротивной власти и
пріобрѣтенія богатствъ вымыслами, чтобъ народъ былъ неуче-