Page 120 - 000199_000009_003613470
P. 120

і 08                  В.  П.  ТАТШЦЕВЪ.

    вѣстныя  намъ древнія дѣйства, равно    можемъ   о  нихъ  ска-
    зать  какъ  о  единственномъ (единичномъ) человѣкѣ,    что  со
    младенчества ничего,  въ  юности  же  мало  что  полезное  по-
    казали;  но приходя  въ  станъ мужества   едва  что  полезное
    показывать  стали».
        Отъ  единичнаго человѣка    собесѣдники   переходятъ   къ
    человѣчеству,  умственному развитие котораго опредѣляіотъ
    четыре періода,   соотвѣтствующіе   періодамъ  жизни   одного
    человѣка. Періоды   эти разграничиваются тремя   важными   со-
    бытіями: изобрѣтеніемъ письмепъ, началомъ христіанства,   изо-
    брѣтеніемъ кпигопечатанія.   Первый періодъ   равняется  мла-
    денчеству:  «какъ младенецъ безъ языка, такъ тѣ   народы безъ
    письма пе  могли  ничего знать и хранить въ   памяти» .  Такое
    воззрѣніе  кажется  ересью  возражателю,   и  онъ  прерываетъ
    опять разсужденіе  замѣчаніемъ:  «не могу сему вѣрить, чтобы
    то правда была,   наипаче же тѣмъ    видя,  что  въ тѣ древнія

    времена толико   святыхъ  отцовъ  и праведпыхъ мужей было,
    что нынѣ   и  въ  1000  лѣтъ  столько видѣть   не можемъ,   а
    святъ  и праведенъ безъ   истиннаго познанія    Бога  быть  не
    можетъ». Отвѣтъ    на это замѣчапіе  былъ  довольно затруднп-
    теленъ при   тогдашнихъ порядкахъ;     но  Татищевъ съумѣлъ
    выйдти  изъ затрудненія,  непоступлсь своей совѣстію:  отвѣтъ
    его вполпѣ   откровенепъ  и доступенъ попятію    возражателя,
     «Вы частію истину сказали — говоритъ онъ — что тогда и суще
    отъ  начала свѣта мужи   святые  и праведные были,   но  оное,
    мню,  равно тому,  какъ  въ темнотѣ  намъ малая искра болѣе
    видима,  нежели въ свѣтлое время великій    огонь; равно сему
    п  естественное состояніе  наше на то влечетъ,  что  мы  въ сла-
    бомъ малому    совершенству удивляемся,   а  въ  возможномъ  и
    способномъ большое презираемъ. Люди       того  времени были
    ближе  ко времени Адама и могли бы удерживаться страхомъ,
     а все таки часто падали, хотя и самый законъ нетрудепъ былъ»  ,
    Затѣмъ   онъ  указываетъ  па то,  что  отъ сотворенія міра до
    Моисея   въ 4015 лѣтъ    едва-ли  можно  насчитать сто  чело-
    вѣкъ праведниковъ;   отъ Моисея-же до Р. Хр.    въ 1485 лѣтъ
   115   116   117   118   119   120   121   122   123   124   125