Page 116 - 000199_000009_003613470
P. 116

104                    в.  н. татищевъ.

    и способность еъ пріобрѣтенію добра,   и отвращеніе  отъ зла»,
    а  для  этого нужно учиться  съ дѣтства.  Но  на  этомъ  голо-
    словномъ   отвѣтѣ  не  можетъ успокоиться    человѣкъ  старой
    Руси;  жизнь представляетъ ему другое:   онъ видитъ, что  «не-
    ученые  въ  великомъ благонолучіи,  богатствѣ  и славѣ, а уче-
    ные  въ несчастіи, убожествѣ  и презрѣніи находятся». Услы-
    хавъ,  что дѣло  не  во внѣшности,  а  въ довольствѣ  и спокой-
    ствіп совѣсти, возражатель   хочетъ  знать,  что  же  такое  эта
    наука, которою добываются такіе важные результаты, и узнаетъ,
    что. «наука главная, чтобы человѣкъ могъ самъ себя познать».
    Тутъ  онъ совсѣмъ   сбитъ съ толку  и замѣчаетъ:   «сія  отпо-
    вѣдь  меня  въ недоумѣніе  приводить, ибо не мню, чтобъ чело-
    вѣкъ,  какъ оный глуиъ   не былъ, да себя  не  зналъ». Полу-
    чивъ  въ отвѣтъ,  что дѣло  идетъ о внутреннемъ знаніи,   онъ
    добивается,  что  такое внутреннее знаніе   и  узнаетъ:  «еже
    знати, что добро  и зло,  т. -е.  что ему полезно  и нужно и что
    вредно  и непотребно».   Слова  эти напомпнаютъ ему     слова,
    которыя нѣкогда дьяволъ   сказалъ Адаму, и онъ спрашиваетъ,
    не  то-ли  же  это самое,  и узнаетъ,  что это  совсѣмъ  не  то:
    «Адамъ   отъ Бога  созданъ совершенъ и    всего добра  преис-
    полнепъ,  а злу непричастенъ, и   для  того ему  зла  знать  не
    нужно   и  не  можно». Дьяволъ   обманулъ   его,  а  «мы,  зная
    разницу добра   и  зла,  первое пріобрѣсти,  а другое избѣжать
    могли. Премудростью   мы прпзнаемъ Бога».     Это возбуждаетъ
    новое сомнѣніе.  «Я  не знаю, кому вѣрить,  — говоритъ возра-
    жатель: — an.  Павелъ говоритъ,  что иремудростію  не разуме
    міръ Бога,  а  ты сказываешь, что иремудростію познать Бога».
    Услыхавъ  въ отвѣтъ,  что Павелъ говоритъ о мудрости тѣлес-
    ной,  а  не  о душевной,  на которую  самъ указываетъ,   собе-
    сѣдникъ  нашего автора нѣсколысо    успокоивается— говоримъ
    нѣсколько потому,  что  онъ  еще  разъ обращается къ этому
    вопросу— и продолжаетъ бесѣду вопросомъ:      что  есть добро?
    и слышитъ,  что добро  есть  «такое обстоятельство, чрезъ ко-
    торое  можемъ истинное наше благонолучіе пріобрѣсти     и  со-
    хранить»; благонолучіе  же это,  какъ узнаемъ изъ отвѣта на
   111   112   113   114   115   116   117   118   119   120   121