Page 116 - 000199_000009_003613470
P. 116
104 в. н. татищевъ.
и способность еъ пріобрѣтенію добра, и отвращеніе отъ зла»,
а для этого нужно учиться съ дѣтства. Но на этомъ голо-
словномъ отвѣтѣ не можетъ успокоиться человѣкъ старой
Руси; жизнь представляетъ ему другое: онъ видитъ, что «не-
ученые въ великомъ благонолучіи, богатствѣ и славѣ, а уче-
ные въ несчастіи, убожествѣ и презрѣніи находятся». Услы-
хавъ, что дѣло не во внѣшности, а въ довольствѣ и спокой-
ствіп совѣсти, возражатель хочетъ знать, что же такое эта
наука, которою добываются такіе важные результаты, и узнаетъ,
что. «наука главная, чтобы человѣкъ могъ самъ себя познать».
Тутъ онъ совсѣмъ сбитъ съ толку и замѣчаетъ: «сія отпо-
вѣдь меня въ недоумѣніе приводить, ибо не мню, чтобъ чело-
вѣкъ, какъ оный глуиъ не былъ, да себя не зналъ». Полу-
чивъ въ отвѣтъ, что дѣло идетъ о внутреннемъ знаніи, онъ
добивается, что такое внутреннее знаніе и узнаетъ: «еже
знати, что добро и зло, т. -е. что ему полезно и нужно и что
вредно и непотребно». Слова эти напомпнаютъ ему слова,
которыя нѣкогда дьяволъ сказалъ Адаму, и онъ спрашиваетъ,
не то-ли же это самое, и узнаетъ, что это совсѣмъ не то:
«Адамъ отъ Бога созданъ совершенъ и всего добра преис-
полнепъ, а злу непричастенъ, и для того ему зла знать не
нужно и не можно». Дьяволъ обманулъ его, а «мы, зная
разницу добра и зла, первое пріобрѣсти, а другое избѣжать
могли. Премудростью мы прпзнаемъ Бога». Это возбуждаетъ
новое сомнѣніе. «Я не знаю, кому вѣрить, — говоритъ возра-
жатель: — an. Павелъ говоритъ, что иремудростію не разуме
міръ Бога, а ты сказываешь, что иремудростію познать Бога».
Услыхавъ въ отвѣтъ, что Павелъ говоритъ о мудрости тѣлес-
ной, а не о душевной, на которую самъ указываетъ, собе-
сѣдникъ нашего автора нѣсколысо успокоивается— говоримъ
нѣсколько потому, что онъ еще разъ обращается къ этому
вопросу— и продолжаетъ бесѣду вопросомъ: что есть добро?
и слышитъ, что добро есть «такое обстоятельство, чрезъ ко-
торое можемъ истинное наше благонолучіе пріобрѣсти и со-
хранить»; благонолучіе же это, какъ узнаемъ изъ отвѣта на