Page 121 - 000199_000009_003613470
P. 121
В. Н. ТАТИЩЕВЪ . 109
ихъ было гораздо болѣе; «по пришествіи же Христовѣ, ко-
торымъ совершенно прежняя тьма разрушилась и умъ иро-
свѣтился, то, мню. что вт. первыя триста лѣтъ тысячу разъ
болѣе нежели отъ начала свѣта благоугодныхъ мужей яви-
лось». Слѣдующій періодъ, въ которомъ господствовало язы-
чество, характеризуется появленіемъ законодателей: Моисей,
Зороастръ. Миносъ, Нума, Конфуцій. «Но всѣ сіи законы
не токмо кратки, но и не весьма съ благонравіемъ и пристой-
ностію сходны». Нравы вообще грубы и развратъ «считался
иногда за богослуженіе», въ примѣръ чего приводятся празд-
ники Бахусу и Бенерѣ. Тогда-же появляются и философы:
имя философа первый носилъ Пиѳагоръ, ученіе котораго о
переселеніи дупгь имѣетъ нравственную цѣль подобно баснѣ.
На вопросъ: почему философы оставались язычниками, хотя
Бога можно познать разумомъ, и почему ихъ называютъ ате-
истами? Татищевъ отвѣчаетт. любопытнымъ разсужденіемъ,
замѣтивъ, что Бога точно можно познать по разуму, причемъ
ссылается на отцевъ церкви, Димитрія Ростовскаго и Дер-
гэма «въ его преизрядныхъ книгахъ Астро и Физико Ѳеоло-
гія, которыя бы весьма не безполезно на нашъ языкъ пере-
вести» 1); но философы и не были атеистами, а мы ихъ счи-
таемъ такими потому, что знаемъ о нихъ отъ противниковъ,
которые «но злобѣ несполна рѣчи противниковъ своихъ бе-
рутъ и доказательства или изъясненія утаиваютъ и тако не-
повинно клевещутъ, какъ вамъ въ книгѣ Вѣры (т. е. Камень
Вѣры} противъ протестантовъ на многихъ мѣстахъ пишущаго
видно». Философы собственно были, какъ и всѣ тогда, много-
божники; но не только для философовъ, но и для народа надъ
многими богами возвышается одинъ. «Самояды и т. п. наши
язычники — продолжаетъ авторъ — хотя никакого ученія п
письма не имѣютъ, въ житіи и обхожденіи болѣе звѣрямъ
нежели людямъ подобны, въ вѣрѣ глупѣйшіе идолослужеб-
') Уітльямъ Дергэмъ CDarham), извѣстныіі богословъ англіисЕІй, p. m,
1657-1-въ 1735.