Page 121 - 000199_000009_003613470
P. 121

В.  Н.  ТАТИЩЕВЪ .                 109
    ихъ было гораздо болѣе;    «по пришествіи  же Христовѣ,    ко-
    торымъ совершенно прежняя      тьма  разрушилась  и  умъ иро-
    свѣтился,  то,  мню.  что  вт. первыя триста лѣтъ тысячу разъ
    болѣе  нежели отъ  начала свѣта благоугодныхъ мужей       яви-
    лось». Слѣдующій періодъ,   въ которомъ господствовало язы-
    чество, характеризуется появленіемъ законодателей: Моисей,
    Зороастръ. Миносъ, Нума, Конфуцій.       «Но   всѣ  сіи  законы
    не  токмо кратки,  но и не весьма съ благонравіемъ и пристой-
    ностію  сходны». Нравы вообще грубы и развратъ      «считался
    иногда за богослуженіе»,  въ примѣръ   чего приводятся празд-
    ники Бахусу   и Бенерѣ.   Тогда-же  появляются   и философы:
    имя философа первый    носилъ Пиѳагоръ,    ученіе  котораго  о
    переселеніи  дупгь имѣетъ нравственную цѣль подобно баснѣ.
    На вопросъ: почему философы     оставались язычниками,   хотя
    Бога  можно  познать разумомъ,   и почему ихъ называютъ ате-
    истами? Татищевъ     отвѣчаетт.  любопытнымъ разсужденіемъ,
    замѣтивъ,  что Бога точно можно познать по разуму, причемъ
    ссылается на отцевъ   церкви, Димитрія    Ростовскаго  и Дер-
    гэма  «въ  его преизрядныхъ книгахъ Астро    и Физико Ѳеоло-
    гія, которыя бы  весьма не безполезно на   нашъ языкъ пере-
    вести»  1);  но философы  и  не были атеистами, а  мы  ихъ счи-
    таемъ такими потому,   что  знаемъ о  нихъ отъ  противниковъ,
    которые  «но злобѣ  несполна рѣчи    противниковъ  своихъ бе-
    рутъ  и  доказательства или изъясненія  утаиваютъ  и  тако  не-
    повинно клевещутъ, какъ   вамъ въ книгѣ Вѣры (т.   е. Камень
    Вѣры}  противъ протестантовъ на многихъ мѣстахъ пишущаго
    видно». Философы собственно были, какъ и всѣ тогда, много-
    божники;  но  не только для философовъ,  но и для народа надъ
    многими богами возвышается одинъ.     «Самояды   и  т.  п. наши
    язычники  — продолжаетъ авторъ   — хотя   никакого ученія   п
    письма не имѣютъ,    въ  житіи  и обхожденіи   болѣе звѣрямъ
    нежели людямъ подобны,     въ вѣрѣ   глупѣйшіе идолослужеб-


       ') Уітльямъ Дергэмъ CDarham), извѣстныіі богословъ англіисЕІй,  p. m,
    1657-1-въ 1735.
   116   117   118   119   120   121   122   123   124   125   126