Page 117 - 000199_000009_003613470
P. 117

В.  Н.  ТАТИІДЕВЪ.                 105

    слѣдующій  вопросъ,  ничто иное,  какъ  «сііокойствіе  души  и
    совѣсти». Послѣ опредѣленія   зла,  къ сожалѣнію несохранен-
    наго  нашею рукописью, представляющею здѣсь перерывъ, со-
    беседники переходятъ къ двоякому составу человѣка:   изъ души
    и тѣла.  Отказавшись объяснить поселеніе души    въ тѣло  и ея
   мѣстопребываніе,   о  чемъ спорятъ философы, Татищевъ      ука-
    зываетъ  на то,  что  она нераздѣльна,  безсмертна и  движетъ
   тѣломъ;  на вопросъ   о  частяхъ души отвѣчаетъ; частей нѣтъ,
    а  есть орудія,  силы: умъ.  воля. Любопытно,  какъ  онъ разли-
    чает^) умъ  отъ разума:  «въ  людяхъ  и глупѣйшихъ   по   при-
    родѣ  есть умъ,  но разумомъ именуемъ умъ черезъ употреб-
    леніе  и ноощреніе (изощреніе)   его  качествъ:  качества  эти:
    поятность (фантазія)    память, догадка (смыслъ) и сужденіе».
    Указывая  на различіе   отъ  поятности памяти,   которую  онъ
   сравииваетъ съ   казначеемъ у господина, Татищевъ приводитъ
   въ примѣръ    память Демидова, который,     не  зная грамотѣ,
   зналъ библію,   слышавъ  какъ ему   читали.
       Отъ ума бесѣда переходитъ къ волѣ, которая, по мнѣнію
    автора,  должна быть  подчинена уму. Въ волѣ   онъ признаетъ
   три  качества: любочестіе,     любоиманіе     и плотоугодіе,
   которыя могутъ имѣть хорошее      и дурное приложеніе.   Тати-
   щевъ объясняетъ такъ:    «любочестіе  хранитъ насъ отъ неири-
   стойнаго и другимъ непріятнаго     поступка, который    можетъ

    отъ  насъ отвратить другихъ.. Любоиманіе нужно намъ для со ■■
    держанія  себя  и  домашнихъ  и  ежели избытокъ имѣемъ,     то
   и другимъ,   не могущимъ пронитаніе пріобрѣсти, служить мо-
   жемъ». На нлотоугодіи   онъ строитъ супружескую жизнь. Вред-




         Объясняелъ  это  слово фантазіей  на основавіп замѣчанія Татищева
   (вопр.  18),  что  поятность  помогаетъ  дѣіать „троякое  воображеніе: 1)  мы-
    сленныя  (воспронзведеніе  того,  что  мы  слышимъ  п впдимъ;  сны),  2) поят-,
   ность  догадки,  когда  чаянія  пли  вымыслы  уыу,  яко  іірпсутственныя,  пред-
   ставляетъ:  3)  поятность  сужденія-.  Слово  поятность  мы  не  нашли  въ  пз-
   вѣстннхъ  нашпхъ  словаряхъ,  только у Алек сѣева встрѣтплн  слово  по ят-
   пын,  которое  онъ,  основываясь  на употребленіи  Дамаскина,  толкуетъ.
   постпжнып,  comprehensibilis.
   112   113   114   115   116   117   118   119   120   121   122