Page 115 - 000199_000009_003613470
P. 115

В.  Н.  ТАТИЩЕВЪ.                  103

    высказываетъ  свое сомнѣніе  и, выслушавъ поученіе, смиренно
    принимаетъ  его.  Такимъ образомъ,   мы  присутствуемъ  не  на
    диспутѣ,  гдѣ  сноръ  ведутъ  два равные  между  собою бойца,
    а  при  катехизаціи,  гдѣ  наставляемый   дѣлаетъ  вопросы   п
    заявляетъ  своп сомнѣнія,   а  наставппкъ  отвѣчаетъ.  Иногда
    представитель  древней Русп    (между  ними  отчасти   былъ  п
    князь Д. М. Голицынъ) могъ-бы представить замѣчанія     болѣе
    вѣскія,  чѣмъ  замѣчанія  Татищевскаго   опонента;   но  Тати-
    щеву такой собесѣдникъ    не былъ  очень  желателенъ,  ибо дѣ-
    ло, которое  онъ защищалъ  — дѣло европейскаго просвѣщенія  —
    еще  такъ  шатко   стояло  въ русскомъ  обществѣ,   что  пред-
    ставлять  трудно побѣждаемыя    возраженія  было  совсѣмъ  не-
    умѣстно. Къ тому-же возраікатель, взятый Татищевымъ, принад-
    лежитъ  къ типу  напболѣе распространенному:  это, если можно
    такъ  выразиться,  средпій  русскій  человѣкъ  ХУШ    в.;  онъ
    готовъ пойдтп  за тѣмъ,  кто его поведетъ,  готовъ уступить,  лишь-
    бы  только  доказали  ему  несостоятельность  навѣянныхъ   на
    него  сомнѣній.  Впрочемъ,  мы никакъ  не думаемъ,  чтобы всѣ
    возраженія,  высказанныя   опонентомъ   Татищева,   принадле-
    жали дѣйствительности;   мы убѣждены,    что  кое-что  вызвано
    желаніемъ  автора  предложить  тѣ  или другія мѣры  и  состав-
    ляем авторскую   хитрость  для прпданія цѣльности  сочпненію.
    Въ  этомъ  отношеніи  могутъ встрѣтиться  переходы  отъ одной
    мысли  къ другой   очень  натянутые,  сшитые,   такъ  сказать,
    бѣлыми  нитками.   Мы вообще    не намѣрены    выставлятъ  та-
    тищевскаго    «Разговора»   образцовымъ   произведеніемъ   въ
    своемъ родѣ  и спѣшимъ    оговориться,  чтобы  насъ  не заподо-
    зрили  въ  этомъ намѣреніи.
        Разговоръ  начинается  вопросомъ,  самымъ  естественнымъ
    для  того  времени: зачѣмъ  авторъ  посылаетъ  сына за границу?
    Приэтомъ  высказывается весьма характеристическое замѣчаніе:
    «въ  дѣтяхъ  наибольшая   намъ   польза,  когда  пхъ  въ  очахъ
    пмѣемъ,  по  нашей  волѣ  содержимъ  и  паставляемъ  и ими  ве-
    селимся».  Отвѣтъ  на  это замѣчаніе  также  естественъ: польза
    эта мпимая,  а  истинное  «увеселеніс  въ дѣтяхъ  есть разумъ
   110   111   112   113   114   115   116   117   118   119   120