Page 118 - 000199_000009_003613470
P. 118
106 В. Н. ТАТИЩБВЪ.
нал сторона сказывается въ неумѣренности. Причемъ авторъ
замѣчаетъ: «избытокъ или умаленіе надлежащаго есть грѣхъ».
Этимъ замѣчаніемъ вызываетъ онь возраженіе: не противо-
рѣчитъ-ли онъ законамъ церкви, гдѣ часто умеиыпеніе тре-
буемаго считается добродѣтелыо. Въ отвѣтъ на что, исходя
изъ закона естественнаго, нодъ которымъ Татищевъ разумѣетъ
врожденное человѣку нравственное чувство, и доказавъ со-
гласіе его съ откровеніемъ, онъ указываешь на то, что уме-
ренность во всемъ есть требованіе этого естественнаго за-
кона и нодтвержденіе себѣ находитъ въ нризнаніи брака
таинствомъ.
По отстраненіи этого деликатнаго пункта, автору прихо-
дится отвѣчать на другое возраженіе: если человѣкъ разу-
момъ выше животныхъ, то слѣдуетъ-ли ему учиться? отвѣтъ,
конечно, былъ утвердительный, и выставлена та причина, что
«учится не душа, а образуются орудія, чрезъ которыя она
дѣйствуетъ». Но отвлеченный отвѣтъ не удовлетворяете прак-
тическаго возражателя; онъ является съ новымъ недоумѣ-
ніемъ: «Если животныя — говоритъ онъ — могутъ жить благо-
получно безъ ученія, то отчего же не можетъ и человѣкъ»?
Отвѣтъ на такое практическое замѣчаніе тоже становитсяна
практическую почву; «человѣкъ съ внѣшней стороны одаренъ
бѣднѣе другихъ и долженъ учиться съ первыхъ дней». За-
тѣмъ обозрѣвается ученіе, свойственное каждому изъ четы-
рехъ возрастовъ: младенчеству (до 12 лѣтъ), юношеству
(до 25), мужеству (до 50) и старости. Младенецъ легкомыс-
ленъ, любоиытенъ, «ибо обо всемъ спрашиваетъ и знать хо-
щетъ и для того къ наученію легкихъ паукъ, о которыхъ не
много думать надобно, онъ лучшее, время имѣетъ. Того ради
дѣтей особливо въ языкахъ съ самаго младенчества обучать
нужно п способно, зане его умъ властно (точно, подлинно)
какъ мягкій воскъ, къ которому все легко прилѣпиться, но
когда застарѣетъ нескоро уже искорениться можетъ». Съ
юностью явится въ человѣкѣ «острѣйшая память и свобод-
ный смыслъ, такожъ по искусству (опыту) вреда начнетъ по-