Page 118 - 000199_000009_003613470
P. 118

106                    В.  Н.  ТАТИЩБВЪ.

   нал сторона сказывается въ неумѣренности. Причемъ авторъ
   замѣчаетъ:   «избытокъ или умаленіе надлежащаго есть грѣхъ».
   Этимъ   замѣчаніемъ   вызываетъ  онь возраженіе:   не противо-
   рѣчитъ-ли   онъ  законамъ церкви, гдѣ   часто умеиыпеніе   тре-
    буемаго считается добродѣтелыо.   Въ отвѣтъ   на  что,  исходя
   изъ  закона естественнаго, нодъ которымъ Татищевъ разумѣетъ
   врожденное человѣку нравственное чувство,      и  доказавъ  со-
   гласіе  его  съ откровеніемъ,  онъ указываешь  на то,  что уме-
   ренность во   всемъ  есть требованіе  этого  естественнаго за-
   кона  и  нодтвержденіе   себѣ  находитъ   въ нризнаніи   брака
   таинствомъ.
       По отстраненіи   этого деликатнаго пункта, автору прихо-
    дится отвѣчать  на другое возраженіе:   если человѣкъ    разу-
   момъ   выше животныхъ,    то слѣдуетъ-ли ему учиться? отвѣтъ,
   конечно, былъ утвердительный, и    выставлена та причина, что
    «учится  не душа,  а образуются орудія,   чрезъ  которыя   она
    дѣйствуетъ». Но   отвлеченный отвѣтъ не удовлетворяете прак-
    тическаго возражателя;   онъ  является  съ  новымъ недоумѣ-
    ніемъ:  «Если  животныя — говоритъ  онъ — могутъ  жить благо-
    получно безъ ученія,  то  отчего  же  не  можетъ  и человѣкъ»?
    Отвѣтъ на  такое практическое замѣчаніе    тоже  становитсяна
    практическую почву;   «человѣкъ  съ внѣшней   стороны одаренъ
    бѣднѣе  другихъ  и  долженъ учиться   съ первыхъ   дней». За-
    тѣмъ обозрѣвается ученіе,   свойственное каждому    изъ  четы-
    рехъ  возрастовъ:   младенчеству (до   12   лѣтъ),  юношеству
    (до 25), мужеству (до 50)   и старости. Младенецъ легкомыс-
    ленъ, любоиытенъ,   «ибо обо  всемъ спрашиваетъ и    знать хо-
    щетъ  и  для  того  къ наученію  легкихъ паукъ,  о которыхъ не
    много думать надобно,   онъ лучшее, время имѣетъ. Того ради
    дѣтей особливо  въ  языкахъ  съ  самаго младенчества обучать
    нужно  п способно,  зане  его умъ  властно (точно, подлинно)
    какъ мягкій  воскъ,  къ которому  все  легко прилѣпиться,   но
    когда  застарѣетъ  нескоро   уже  искорениться   можетъ». Съ
    юностью  явится  въ человѣкѣ «острѣйшая     память  и свобод-
    ный смыслъ,   такожъ  по искусству (опыту) вреда начнетъ по-
   113   114   115   116   117   118   119   120   121   122   123