Page 119 - 000199_000009_003613470
P. 119

Б.  Н.  ТАТИЩЕВЪ.                  107

   знавать,  что  оные младенческіе  поступки есть самая глупость
   и хотя,  по  его мнѣнію,  о лучілемъ  и полезнѣйшемъ    приле-
   жать будетъ,   однако  въ немалой   опасности бѣды    состоитъ,
   зане тогда наиболѣе   въ  немъ страсть роскошности или плото-
   угодія властвуетъ, для котораго   онъ музыку, танцованіе,   гу-
   ляше, бесѣды,   любовь  женщииъ за    наивысшее благонолучіе
   (считаетъ)». Юноша «учтивъ,     но  и презрителенъ,  хотя  лас-
   ковъ,  да скоръ  и  досадителень, небережный, самохвальный,
    скорый на гнѣвъ,  на тайны   и  въ дружбѣ не надежный; обаче
    поятный, стыдливый,   и  легко наставленіе пріемлетъ, для  ко-
    тораго науки большаго разсужденія     принимать   въ  лучшемъ
    состояніи  находится. И  тако  и  снмъ помощь другихъ людей
    і!  наставленіе  мало  меньше  нежели  младенцемъ потребно>.
    Въ мужескомъ возрастѣ преобладаетъ любочестіе,       и потому
    и  «сей возраста помочи совѣтовъ    людскихъ   и собственнаго
    искусства (опыта), еже  мы ученіемъ имянуемъ, лишиться безъ
    страха, вреда  н бѣды  не  можетъ».  Хотя   старость,  познавъ
    тщету ирежнихъ стремленій, заботится о пріобрѣтеніи     истин-
    наго добра, т.  е.  спокойствія  души, и  для  того поучается въ
    законѣ Божіемъ;   но  такъ  какъ  въ   старости преобладаетъ
    скупость,  то  и  этотъ возраста требуетъ поученія,  которое  —
    по Татищеву— состоитъ въ чтеніи историческихъ книгъ и въ
    разговорахъ друзей. Свои разсужденія    о  возрастахъ   авторъ
    заключаете указаніемъ    вѣрности пословицы:     «Вѣкъ  живи,
    вѣкъ учись». На возраженіе   — стонтъ-ли учиться,   если вѣкъ
    человѣческій  неравенъ и наука,   стало быть,  не  можетъ быть
    совершенна, авторъ отвѣчаетъ,    что ученіе  происходитъ есте-
    ственнымъ образомъ посредствомъ разговоровъ. Но этимъ не-
    довольствуется возражатель   и замѣчаетъ:   «почто  въ древнія
    времена меньше учились,    но болѣе  чѣмъ  нынѣ   со  многими
    науками благополучія впдѣли»?    Въ отвѣтъ  на это, замѣтивъ,
    что понятіе  о  золотомъ вѣкѣ порождено ненравпльнымъ срав-
    неніемъ дѣтства міра  съ дѣтствомъ единичнаго человѣка, сво-
    бодпымъ  отъ забота,  авторъ прибавляетъ;    «что  касается до
    яаукъ  и разума прежннхъ народовъ,     то  мы,  взирая  па  из-
   114   115   116   117   118   119   120   121   122   123   124