Page 122 - 000199_000009_003613470
P. 122
по В. Н. ТАТИЩЕВ!,.
ники, ибо все, что только ему полюбится, за Бога почитаетъ;
ему кланяются и отъ него милости просятъ; но когда его
спросишь (какъ то мнѣ неоднократно случалось), гдѣ есть
сущій Богъ, который сотворилъ небо и землю? то тотъ часъ
укажетъ на небо и скажетт., что они ему единому кланяются
и почитаютъ; а сей, т. е. идолъ, токмо образъ его». Тоже
замѣчаетъ авторъ и у калмыковъ, которые кланяются тенгри
(духамъ, по автору, какъ бы ангелы и демоны) и бурханамъ
(идолы) , « обаче небо или высшее существо, лко китайцы, при-
знаютъ». Любопытно, что въ нодтвержденіе неправильности
признанія философовъ за атеистовъавторъ указываетъ на то,
что въ новое время было тоже: считали атеистами Копер-
ника, Декарта и др. Бліяніе христіапства важно — но Та-
тищеву-— въ отпошеніи духовномъ: «Христосъ проповѣдалъ
и научилъ яко же смертію своею и искунилъ и удостоилъ
соединенія съ Богомъ, т. е. отпущенія грѣховъ покаяніемъ и
пріобрѣтенія царства небеснаго»; и въ нравственномъ; Хри-
стосъ училъ любви къ ближнему и милосердію, а также воз-
держанію отъ иороковъ Развитію пауки много помѣшали
ереси и споры ими порожденные. Въ свѣтскомъ отношеніи
много мѣгаало то, что цезари, «опасаясь сильныхъ фамиліё»,
окружили себя людьми изъ подлости, неуками. Послѣ наде-
нія западной римской имиеріи препятствіемъ къ развитію
образованности служило на востокѣ расиространеніе маго •
метанства, а на западѣ власть папъ, которые «свѣтскимъ лю-
дямъ чтеніе Библіи запрещали и жгли все, что противно
ихъ властолюбію». Изобрѣтеніе книгопечатанія имѣло рѣши-
тельное вліяніе на ходъ образованности: книги стали дешевле:
«полную Библію на какомъ-либо языкѣ (кромѣ нашего) можно
имѣть за полтину» и не гибли, какъ прежде; поколебалась
власть папъ, усилилось занятіе науками (примѣръ математи-
ковъ и астрономовъ); «тако — говорить Татищевъ въ заклю-
ченіе — сей настоящій. вѣкъ началу старости благоразумной
или совершенному мужеству примѣниться можетъ».
Выслушавъ эти соображенія, собесѣдникъ нашего автора