Page 122 - 000199_000009_003613470
P. 122

по                     В.  Н.  ТАТИЩЕВ!,.

    ники,  ибо все,  что только ему полюбится,  за Бога почитаетъ;
    ему  кланяются   и  отъ  него  милости просятъ;  но  когда  его
    спросишь (какъ   то  мнѣ  неоднократно случалось), гдѣ    есть
    сущій Богъ, который сотворилъ небо     и землю?  то  тотъ  часъ
    укажетъ на небо   и  скажетт.,  что они ему единому кланяются
    и почитаютъ;  а сей,  т.  е.  идолъ,  токмо образъ  его».  Тоже
    замѣчаетъ авторъ и у калмыковъ, которые кланяются     тенгри
    (духамъ,  по автору, какъ бы ангелы и демоны)  и бурханамъ
    (идолы) ,  « обаче небо или высшее существо, лко китайцы, при-
    знаютъ». Любопытно,    что  въ нодтвержденіе  неправильности
    признанія философовъ   за  атеистовъавторъ указываетъ на то,

    что  въ  новое время  было  тоже:  считали  атеистами Копер-
    ника, Декарта и др.   Бліяніе  христіапства  важно  — но Та-
    тищеву-— въ отпошеніи   духовномъ: «Христосъ проповѣдалъ
    и научилъ   яко  же смертію   своею  и искунилъ   и удостоилъ
    соединенія  съ Богомъ, т.  е. отпущенія грѣховъ покаяніемъ  и
    пріобрѣтенія царства небеснаго»; и въ нравственномъ; Хри-
    стосъ училъ любви   къ ближнему и милосердію,   а  также воз-
    держанію   отъ  иороковъ   Развитію  пауки   много  помѣшали
    ереси и споры   ими  порожденные.    Въ  свѣтскомъ отношеніи
    много мѣгаало то,  что цезари,  «опасаясь сильныхъ фамиліё»,
    окружили себя людьми    изъ подлости, неуками. Послѣ наде-
    нія западной римской имиеріи      препятствіемъ  къ развитію
    образованности служило    на  востокѣ  расиространеніе  маго  •

    метанства, а  на западѣ власть папъ, которые   «свѣтскимъ лю-
    дямъ  чтеніе  Библіи  запрещали и   жгли   все,  что  противно
    ихъ властолюбію». Изобрѣтеніе    книгопечатанія  имѣло рѣши-
    тельное вліяніе  на ходъ образованности: книги стали дешевле:
    «полную Библію на какомъ-либо языкѣ (кромѣ нашего) можно
    имѣть  за полтину»  и  не гибли,  какъ  прежде; поколебалась
    власть папъ, усилилось занятіе   науками (примѣръ   математи-
    ковъ  и астрономовъ);  «тако  — говорить Татищевъ въ   заклю-
    ченіе  — сей настоящій.  вѣкъ  началу  старости благоразумной
    или совершенному мужеству примѣниться       можетъ».
        Выслушавъ   эти соображенія,  собесѣдникъ  нашего автора
   117   118   119   120   121   122   123   124   125   126   127