Page 125 - 000199_000009_003613470
P. 125
В. Н. ТАТИЩЕВЪ. 113
нхъ не оскудѣваетъ, то проклинать, мучить и умертвить про-
тивъ закона Божія не стыдятся. Другіе же сущіе ересеархи
и зловѣрія производители. Сіе правда, что сущій простакъ
произвести неспособенъ, но надобно, чтобы былъ ученый, а
по малой мѣрѣ читатель книгъ и довольно острорѣченъ, ко-
варенъ и ко изъясненію наружнаго благочестія или лице-
мѣрства способенъ, дабы могъ то свое злонамѣреніе другимъ
внятно и вѣроятно представить и хотя неправыми, но на-
клоняемыми и за волосы натягиваемыми доводы людямъ суе-
вѣрнымъ растолковать, а истинное ученіе въ иное разумѣпіе
или сумнительство превратить и, оное въ мыслѣхъ суевѣр-
ныхъ неукъ утвердя, ими овладѣть; простой же и неученый
народъ, принявъ за истину, вѣрятъ и послѣдуютъ» . Приведя
примѣръ древпихъ еретиковъ и анабаптистовъ, авторъ гово-
ритъ: «у насъ нѣкоторый выбранный изъ плутовъ плутъ рас-
попа Аввакумъ новую ересь имянующихся старовѣровъ, а
паче пустовѣровъ, произнесъ и простой народъ въ погибель
привелъ. Потомъ изъ сего же (?) единъ плутъ, древнюю ересь
взогрѣвъ, безпоповщиною именовалъ и закономъ Божіимъ
бракъ повелѣнный за грѣхъ и скверное дѣяніе поставилъ.'
И паки недавно ^ произнесенная и вскорѣ искорененнаяересь
христовщины вамъ свидѣтельствуетъ, что не токмо отъ истин-
наго философа, ниже отъ благоразумнаго человѣка произне-
сены и приняты быть могли, но все плутами начаты и въ
невѣж.дахъ разсѣяпы, ибо благоразсудный легко видѣть мо-
жетъ, что всѣ сіи — в ѣ р о я т н о, толки, или ч т о-н и б у д ь
подобно е — никоего основанія изъ письма святаго не имѣютъ.
Лучшее средство противъ нихъ — образованіе, и того ради
вѣчнодостойныя памяти е. и. в. Петръ Великій во всѣхъ
епархіяхъ повелѣлъ училища устроить и на оное яко Богу —
вѣроятно, угодное — и человѣкамъ полезное безплодпо поги-
баемые доходы монастырей употребить. Въ чемъ и просвѣ-
1 Ересь Лупкина, см. П. С. 3. IX, № 6613.
8