Page 125 - 000199_000009_003613470
P. 125

В.  Н.  ТАТИЩЕВЪ.                  113

   нхъ  не оскудѣваетъ,  то проклинать, мучить и умертвить про-
   тивъ  закона Божія   не стыдятся. Другіе  же сущіе ересеархи
   и зловѣрія  производители.   Сіе правда,  что сущій   простакъ
   произвести неспособенъ, но надобно, чтобы былъ ученый,       а
   по малой мѣрѣ    читатель  книгъ  и  довольно острорѣченъ,  ко-
   варенъ  и  ко изъясненію   наружнаго   благочестія  или  лице-
   мѣрства способенъ, дабы    могъ то свое злонамѣреніе   другимъ
   внятно  и вѣроятно   представить и   хотя неправыми,   но  на-
    клоняемыми и за  волосы  натягиваемыми доводы    людямъ суе-
   вѣрнымъ растолковать,    а истинное ученіе  въ  иное разумѣпіе
   или сумнительство превратить    и,  оное  въ  мыслѣхъ  суевѣр-
   ныхъ неукъ утвердя,   ими овладѣть;   простой же   и неученый
   народъ, принявъ   за истину, вѣрятъ  и послѣдуютъ»  . Приведя
   примѣръ древпихъ еретиковъ     и анабаптистовъ, авторъ   гово-
   ритъ:  «у  насъ нѣкоторый выбранный изъ плутовъ плутъ рас-
   попа Аввакумъ    новую   ересь  имянующихся старовѣровъ,     а
   паче пустовѣровъ, произнесъ и простой народъ      въ погибель
   привелъ. Потомъ изъ сего же (?) единъ плутъ, древнюю ересь
   взогрѣвъ,   безпоповщиною    именовалъ  и   закономъ Божіимъ
   бракъ повелѣнный    за грѣхъ   и  скверное дѣяніе   поставилъ.'
   И  паки недавно ^ произнесенная и вскорѣ искорененнаяересь
   христовщины вамъ свидѣтельствуетъ, что     не  токмо отъ истин-
   наго философа,   ниже  отъ благоразумнаго человѣка произне-
   сены  и приняты быть могли,     но  все  плутами начаты и   въ
   невѣж.дахъ разсѣяпы,   ибо благоразсудный    легко видѣть  мо-
   жетъ, что всѣ сіи — в ѣ р о я т н о, толки,  или  ч т о-н и б у д ь
   подобно е — никоего основанія изъ письма святаго не имѣютъ.
   Лучшее средство противъ     нихъ  — образованіе,  и  того ради
   вѣчнодостойныя    памяти  е.  и.  в. Петръ Великій   во  всѣхъ
   епархіяхъ  повелѣлъ  училища устроить и на оное яко Богу   —
   вѣроятно, угодное  — и человѣкамъ   полезное безплодпо поги-
   баемые доходы монастырей употребить.      Въ  чемъ  и просвѣ-



       1 Ересь  Лупкина,  см.  П.  С.  3. IX,  № 6613.
                                                           8
   120   121   122   123   124   125   126   127   128   129   130