Page 111 - 000199_000009_003613470
P. 111
В. Н. ТАТИЩЕВЪ. 99
должна быть постель и одѣяло, пара платья и эпапча, а зи-
мою могутт. подъ камзолоиъ носить фуфайки байковыя для
тепла, три рубашки; всѣ должны умѣть грамотѣ. партесъ пѣть
и на музыкѣ играть; жалованья давать на каждаго не менѣе
трехъ рублей въ годъ, дабы оние всѣмъ были довольны, и
затѣмъ наказывать за вину нещадно: одна милость безъ на-
казанія быть не можетъ по закону божію». «Никакой пья-
ница и воръ во дворѣ тернимъ (быть) не можетъ, и какъ
можно стараться его изъ числа дворовыхъ людей исключить,
хотя бы какъ опъ надобенъ не билъ, ибо отъ того великое
поношеніе и разореніе госиодинъ его териѣть долженъ. Какъ
уже извѣстно, что отъ пьянства всякая бѣда произойти мо-
жетъ: пожаръ, воровство, убивство; однимъ словомъ сказать,
всему злу корень». Таковы должны бьиъ, по мнѣнію Тати-
щева, отношенія между помѣщикомъ и его крѣпостными, и
въ деревнѣ и во дворѣ. По тогдашнимъ понятіямъ, опъ яв-
ляется въ своихъ наставленіяхъ добрымъ и человѣколюби-
вымъ помѣщикомъ, который заботится не только о своихъ
интересахъ, но п объ интересахъ подвластныхъ ему людей.
Болыпаго отъ его времени и требовать было нельзя.
X.
Свои общія понятія о наукѣ и приложеніи ея къ потреб-
постямъ русскаго общества Татищевъ высказываетъ, какъ
мы уже видѣли, въ сочиненіи своемъ «Разговоръ двухъ прі-
лтелей о пользѣ науки и училищъ». Смѣло можемъ сказать,
что это сочиненіе Татищева принадлежитъ къ числу важнѣй-
шихъ произведеній русской литературы ХѴШ в. Въ немъ
высказывается міросозерцаніе человѣка замѣчательнаго ума,
большихъ дарованій и обширнаго, многосторонняго образо-
•ванія. «Разговоръ» долженъ отнынѣ — по моему крайнему
ѵбѣжденію — стать центромъ, около котораго будетъ групни-