Page 110 - 000199_000009_003613470
P. 110

98                     В.  Н.  ТАТИЩЕВЪ.
    хетство. Въ «Духовной»   онъ совѣтуетъ сыну   въ случаѣ,  если

    правительство спроситъ дворянство,   желаетъ ли   оно вольной
    продажи вина,   не  останавливаться даже  на томъ, что потре-
    буется въ  такомъ случаѣ  новый   поземельный сборъ.   «Сія  —
    говорить  онъ ^  — прямая есть должность дворянская,  и обще-
    народная  въ  томъ  польза разведеніемъ   скота,  а  отъ  боль-
    шаго навоза уражаемъ хлѣба. Цѣловальники жъ, чумаки, под-
   пощики, смотрителя, повѣренные, кабацкіе      головы  и  самые
   главные откупщики, которыхъ числомъ всѣхъ       въ государствѣ
    болѣе  5000 человѣкъ нраздноживущихъ хлѣбоядовъ     и ежегод-
    ной саранчи, всѣ  тѣ тунеядцы войдутъ    къ  своимъ мѣстамъ;
    а многіе  изъ  нихъ  прямо  сознаютъ, чьи  они .прежде были;
    беззаконно прижитые и бѣглые разные люди опредѣлятся       къ
    прямымъ дохжностямъ; напротивъ же того, въ городахъ бѣд-
    ные жители, вдовы, солдатскія   жены   и дочери,  отъ вольной
   продажи будутъ получать свое безгрѣшное содержаніе». Даже
   нримѣромъ другихъ государствъ (Швеція) Татищевъ доказы-
   ваешь,  что  и  пьянства будетъ тогда  меньше.
       Отъ   управленія   деревнями   Татищевъ    переходитъ   къ
    управленію  домомъ. Начинаетъ онъ разсужденіемъ объ эконо-
    міи: совѣтуетъ каждому откладывать Vs    часть дохода  на  не-
    предвидѣнные   случаи. Человѣкъ, получающій   1000 р. дохода,
    можетъ,  по  его мнѣнію,   имѣть  прислуги 9 человѣкъ    муж-
    чинъ (камердинера, повара, ученика его, кучера, форейтора,
    два лакея,  истопника, работника), 3  женщины (1    па верху,
    бѣлую  прачку, работную), карету   и четверку лошадей.
       Не   останавливаясь на обязанности каждаго     изъ прислу-
    жниковъ, укажемъ   только общія замѣчанія: «.-Необходимо дол-
   жны   въ домѣ всѣ   люди  взяты быть  изъ поваровъ —вѣроятно
   потому,  что  Татищевъ    отъ  повара  прежде   всего требуетъ
    опрятности— и каждый    день  быть убраны    и напудрены,  въ
    башмакахъ,  въ обѣды   и ужины всѣ быть у   стола». «Сѣрыхъ
   кафтаповъ   и  нагодьныхъ шубъ никому    не имѣть;  у каждаго


       ') „Духовная",  81.
   105   106   107   108   109   110   111   112   113   114   115